Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Мнемотехники: развитие памяти"

 

Фисенко Мария Дмитриевна
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

29.01.2024

 

Мнемотехники — это приёмы, которые основаны на кодировании информации в виде визуальных образов, звуковых ассоциаций или историй. Человек связывает новый материал с тем, что уже хранится в его памяти. Так мозгу легче формировать нейронные связи и сохранять данные, чтобы потом воспроизвести их в подходящий момент.

Например, во фразе «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» зашифрованы первые буквы цветов радуги в нужной последовательности. Такая техника называется «буквенный код».

Мнемотехники не только тренируют память и внимательность, они развивают креативность и воображение. А ещё полезны для профилактики расстройств, связанных с когнитивными нарушениями в работе мозга, например рассеянного склероза или болезни Альцгеймера.

Метод фонетических ассоциаций

Технику чаще всего используют для изучения иностранных языков и сложных терминов. Нужно найти знакомое слово, созвучное тому, что хотите запомнить. Если термин длинный — разбить его на части и подобрать фонетически похожие варианты для каждого фрагмента. А затем придумать смешную историю с полученными словами и нарисовать в голове картинку: мозгу проще сохранять информацию, когда она вызывает яркие эмоции.

Пример. Задача — запомнить слово validation, которое переводится как «проверка». Vali — милый робот Валли из мультфильма, dation — экшен. Представляем, как робот мчится по незнакомой планете, уворачивается от метеоритного дождя и на бегу проверяет каждый уголок, чтобы найти признаки жизни.

Метод Цицерона

Его ещё называют «чертоги разума» или «метод локусов». Подойдёт для запоминания списков дел или продуктов, речи для конференции и материалов лекции. Принцип метода хорошо показан в британском сериале «Шерлок», где главный герой погружается в свои воспоминания, чтобы извлечь ценную информацию.

Представьте пространство с предметами, которые не меняют положение, — они служат опорными образами, локусами. Место может быть вашей комнатой или рабочим кабинетом, где есть дверь, стол, шкаф, тумбочка, картины, настенные часы. Привяжите к каждому опорному образу слова, которые хотите запомнить. Заранее определите, в какой последовательности будете перемещаться по пространству: например, по часовой стрелке снизу вверх.

Пример. Нужно запомнить список дел на день: провести встречу с разработчиками, проверить аналитику по продажам, пообедать с партнёрами, накидать идеи для нового продукта. Закрепите ключевые слова за неподвижными предметами и передвигайтесь по комнате по маршруту, который соединяет все опорные образы.

Метод Цицерона позволяет запоминать большой объём информации и долго хранить его в памяти, но техника отнимает немало времени. Конечно, если регулярно тренироваться, постепенно вы сможете быстрее планировать пространство и продумывать рассказ.

Метод пиктограмм

Этот приём поможет, когда потребуется выучить длинный текст — презентацию для инвесторов или речь на корпоративе. Он основан на визуальных образах:

1.  Выпишите из своего текста основные тезисы.

2.  Нарисуйте простую иллюстрацию к каждому из них — пиктограмму. Это должна быть ваша ассоциация, которая поможет быстро вспомнить зашифрованную фразу.

3.  Запомните, с какими фрагментами доклада связаны картинки.

4.  Выучите последовательность рисунков.

Такую шпаргалку удобно брать с собой на выступление, она не занимает много места.

Чтобы освоить новый навык, требуется время и дисциплина. Если практиковаться по 30 минут в день, через пару месяцев вы заметите результат работы. Мнемотехники — это упражнения для запоминания информации, но сохранить данные в памяти на долгие годы позволяет интервальное повторение.

Правильная схема выглядит так: выучить новую информацию, повторить её через определённое время. Сначала интервалы должны быть небольшими — пара дней. Постепенно их можно увеличивать до недель и месяцев. Мозг быстро забывает всё, что не использует, поэтому повторение материала — обязательный этап в работе с памятью.

 

Более подробную информацию можно изучить в источниках:

https://education.yandex.ru/journal/mnemotechniki

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/mnemotehnika

https://lifehacker.ru/texniki-zapominaniya/

 

Фисенко М.Д., ассистент кафедры социологии,

общей и юридической психологии

Волгоградского института управления – филиал РАНХиГС.

%