Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Чтение – это привычка"

 

Забродина Татьяна Игорьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

26.01.2024

 

Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Читательская культура лежит в основе социального, познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического и в целом – духовного развития ребенка. Эстетическое воздействие художественного текста способствует становлению идеала прекрасного, воспитывает художественный вкус, стимулирует собственное художественное творчество читателя. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость.

Дошкольное детство играет исключительную роль в формировании не только каждого отдельного человека, но и общества в целом. Заложенные в дошкольном детстве приоритеты, определяют дальнейший жизненный путь. И поэтому в данном возрасте необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка.

Возникает вопрос, когда же начинать прививать ребенку, любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы?

Прежде всего учтите психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

Выберите уютное, тихое место для чтения. Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться.

Старайтесь всегда читать малышу выразительно, показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичными.

Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй.

Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

    Для того, чтобы чтение было интересным, можно применять игры.

1. Метод Кассиля (дочитай сам).

Один из способов, как вызвать интерес к чтению, разработан для детей, которые умеют читать, но не хотят делать это сами. Родитель читает книжку вместе с ребенком, на самом интересном моменте останавливается и, ссылаясь на занятость, идет заниматься своими делами. Ребенок пытается читать дальше сам, родители же в это время хвалят ребенка за самостоятельность и желание читать и помогают ему в случае необходимости.

2. Метод Искры Даунис (письма от любимого персонажа).

 

Ребенок просыпается утром, а под подушкой лежит письмо от сказочного персонажа, например, Карлсона. В этом письме Карлсон сообщает ребенку, что у него есть подарок, описывается место, где он лежит. Ребенок действительно в указанном месте находит подарок. На следующий день письмо становится немного длиннее, Карлсон рассказывает интересные истории из своей жизни или пишет о чем-то важном из жизни ребенка. Каждый день письма удлиняются, читать их становится все легче и интереснее. А чтение ассоциируется с удовольствием и радостью.

3. Метод древнего народа (книги — это тайные сокровища).

Еще один из действенных способов, как вызывать интерес у ребенка к книгам и чтению в целом, это рассказать ему историю, в которой говорится, что книги принадлежат особому древнему народу. Они очень дорожат книгами и разрешают их читать только в том случае, если ребенок себя хорошо ведет. Это большая честь и награда для каждого человека.

4. Запрет на книги.

Также можно попробовать ребенку запретить читать, потому что он плохо себя вел, например. Либо запретить читать какую-то конкретную книгу, сказать ребенку, что он еще слишком маленький для чтения подобных книг. Способ манипулятивный, но ведь «запретный плод» сладок, а значит интерес к книге возрастет в разы.

5. Книги как продолжение мультфильмов и фильмов, книги про самое любимое.

Можно рассказать ребенку, что эта книга про то, что он очень любит, предварительно подобрав ее по интересам ребенка. Или предложить ребенку прочитать книгу по недавно просмотренному вместе с ним фильму. Ребенку можно рассказать, что в фильме не показано очень много интересных моментов, о которых он может прочитать в книге.

    И главное – никогда не принуждайте дошкольника к чтению.

 

Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:

1.  https://kssovushka.ru/zhurnal/34/3226-sekrety-vospitaniya-u-rebenka-interesa-k-chteniyu/

2.  https://medalvian.ru/zhurnal/lyubit-knigi/

%