Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Фантазеры или лгуны?"

 

Терелянская Ирина Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

25.01.2024

 

«- Кто съел пирог?

- Мы не ели.

То есть мы съели,

Но не хотели.

Это всё птицы.

Они прилетели

И, если б не мы,

Они бы всё съели».

    Думаю, что почти каждый взрослый сталкивался с ситуацией, описанной в стихотворении Олега Григорьева, кода дети вот так незамысловато выгораживали себя, сотворив что-то. Кто-то из родителей рассмеется в ответ на такие незатейливые оправдания своего отпрыска. А кто-то всерьез задумается: «Что это было? Мой ребенок лгун? Как бороться с обманом? Что делать, чтобы такое поведение впредь не повторялось?»

    Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно понимать, что обман в трехлетнем возрасте, отличается от обмана пятилеток а тот, в свою очередь, – от обмана дошкольников.

    Вспомните, как играл в прятки малыш, когда ему было 1-2 года. Он закрывал ладошкой глаза и очень радовался, что взрослые якобы не могут его найти. Т.е. позиция «я не вижу» в тот период для него была сопоставима с позицией «меня не видят». Но в три года ребенок уже понимает, что он и другие люди - это ни одно и то же.

Чтобы придумать лживую информацию в мозге ребенка уже должны сформироваться структуры, способные отделить собственные мысли от мыслей и переживаний другого человека. Он должен осознать, что окружающие видят и понимают ситуацию несколько иначе, чем он. Такое начинает быть возможным только в 3-4 года. Трехлетка уже может придумывать незамысловатые истории, т.к. его мозг достаточно развился, чтобы удерживать в памяти достаточный объем информации, чтобы работало воображение. Но говорить о злонамеренной лжи тут будет все же преждевременно. В большинстве случаев речь идет о фантазировании. Чаще всего ребенок говорит то, чего не было на самом деле, не ради корысти, а, просто, развивая свой мыслительный аппарат, решая, таким образом, насущие задачи: объяснить многообразие окружающего мира, проявить свои эмоции и продемонстрировать желания.

В таком случае не стоит корить малыша за выдумку, а лучше проявить участие, показать разницу в настоящем и желаемым и помочь решить проблему.

Например, ребенок утверждает, что на прогулке бабушка купила ему целое ведро мороженого, которое он тут же съел. Скажите, что вы понимаете, что это было преувеличение, что вам тоже иногда хочется съесть целый ящик эскимо, и что вы обязательно ему купите это лакомство попозже. Только не забудьте исполнить свое обещание.

Старайтесь не загонять ребенка в ситуации, когда ему необходимо оправдываться. Он не сможет ответить на вопрос: «Почему ты так поступил?» Отрефлексировать свое поведение трехлетка в силу несформированности соответствующих долей мозга не может и будет вынужден защищаться, придумывая ложь. Лучше скажите: «Я понимаю, что ты хотел помочь маме, но не смог удержать тарелку, и весь суп вылился на пол. Сейчас мы вытрем лужу. А ты в следующий раз, когда захочешь убрать со стола, скажи мне и мы вместе это сделаем».

Когда говорим о лжи трехлеток, то нужно рассмотреть еще такой вариант. Ребенок обещает что-то сделать или, наоборот, не делать, но не держит данное слово. Здесь тоже не идет речь об обмане. Когда ребенок уверяет, например, что больше не будет лезть в лужи, то в этот момент он искренне верит, что будет выполнять обещанное. Но волевые процессы у ребенка развиты еще слабо, а процессы планирования еще хуже, поэтому такие действия малыша не обман, а искреннее заблуждение. Поведение трехлетнего крохи подвержено сиюминутным импульсам, а потому не контролируемо им самим. Верить таким обещаниям не стоит, чтобы потом не расстраиваться из-за «обмана» сына или дочери.

В пятилетнем возрасте ребенок начинает осознавать такие категории как «хорошо» и «плохо», уже может отличить ложь от правды. У малыша уже в достаточный запас слов и знаний, чтобы использовать это «богатство» на практике. Недаром это время называют – временем маленьких фантазеров. Юные Мюнхгаузены с упоением рассказывают, как в прошлом году катались  на настоящем гоночном автомобиле, видели живую лицу в лесу и уже умеют считать до триллиона триллионов. Ничего плохого в этих выдумках нет. Наоборот, такое буйство фантазии развивает воображение, способствует развитию речи и интеллекта. Необходимо даже поощрять такие рассказы, предложив придумать самому сказку, или решить, что дальше произойдет с героями истории, после окончания мультфильма или кино. Важно только указывать малышу, что это всего лишь игра воображения далекая от реальной жизни.

И, конечно же, должно насторожить, если такое фантазирование проявляется часто. Это повод родителям задуматься о том, что с ребенком что-то не так. Возможно, это такой способ дочери или сына обратить на себя внимание Порой взрослые неосознанно сами подкрепляют стремление ребенка уходить от правды, когда улыбками, смехом, подкрепляют вычурную ложь ребенка. Стремление получить одобрение значимых ему людей, заставляет пятилетку придумывать различные истории. И сигнал родителям, что у ребенка есть проблемы: может быть это чувство одиночества, страха, болезненные переживания и т.п.

Дошкольники уже улавливают взаимоотношения между окружающими людьми, их манипуляции и учатся сами использовать эти методы в своей жизни. При помощи обмана ребенок может избегать наказания, переадресовывать свою вину на других детей и даже взрослых, создавать свой более привлекательный образ перед другими, получать желаемое и т.п.

Каждую из этих причин нужно рассматривать отдельно. В особых случаях не помешает поход к детскому психологу.

Чтобы уменьшить количество вранья в устах ребенка, старайтесь сами быть примером искренности: не обманывайте своего отпрыска, выполняйте свои обещания, не прикрывайте ложью свои ошибки. Даже, если поймали малыша на лжи, не унижайте и не стыдите его. Постарайтесь разобраться, что вынудило его так сделать, нет ли вашей вины в этом.

Хвалите ребенка за правдивые ответы, особенно, если ему было тяжело признаться. Скажите, что вы гордитесь его смелостью и искренностью.

И помните, что согласно научным данным, взрослый человек врет от 10 до 200 раз в день! Поэтому требовать стопроцентной честности от малыша не реально!

 

Печкурова, Е. Как часто вы врете? Редко? Уверены? / Е. Печкурова. -

URL: https://blog.studylie.ru/kak-chasto-vy-vrete-redko-uvereny/ (дата обращения: 21.01.2024).

%