Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Психологическая характеристика дошкольного возраста"

 

Фисенко Мария Дмитриевна
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

29.12.2023

 

Условными границами возраста считается период от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст очень важный период в жизни человека, по своей насыщенности он, пожалуй, превосходит любой другой. В первую очередь, это возможно вследствие интенсивного развития эмоциональной и физической сфер ребенка, формирования его характера и индивидуальных качеств личности.

Дошкольник умеет много больше, чем младенец – он уже самостоятельный, он активный и интересующийся. Окружающий мир, представляется ребенку огромным и интересным, полным разнообразных устройств и собственных возможностей; ребенок познает окружающую реальность и каждый его день наполнен чем-то новым: лица, предметы, события, животные и т.д.

Дошкольник очень впечатлителен, и чрезмерное насыщение его жизни яркими событиями и встречами, отнимает много сил. Поэтому важно соблюдать режимные моменты – отдых, необходимо чередовать с активным обучением и играми.

Субъективный мир ребенка еще очень маленький, он сужен и ограничен только тем опытом, который он имеет. Его лопатка, его игрушки, его дом или квартира это всё, что он знает об окружающем его мире. Родители имеют гораздо больший опыт, соответственно, они могут помочь ребенку, подсказать ему, как можно сделать лучше. Если этого не происходит, время для развития важных качеств может быть упущено навсегда.

По своему мироощущению, дошкольник, все еще эгоцентричен – он наивно полагает, что мир вращается только вокруг него, что все взрослые вокруг, заботятся только о нем, и он всегда сможет на них рассчитывать (отсюда и детская доверчивость).

В экспериментах знаменитого исследователя мышления детского возраста, антрополога Жана Пиаже были описаны особенности познавательного развития в этом возрасте.

Детей спрашивали, есть ли у них брат или сестра – дети отвечали утвердительно. Тогда экспериментатор задавал вопрос, а есть ли у их брата (или сестры) брат? Дети говорили, что у их брата нет других братьев.

Ребенок-дошкольник ещё не понимает, что у его брата может быть другой брат, ведь себя он не считает «другим», так как не может увидеть эти отношения «со стороны».

В детских играх во время считалок, многие дошкольники, указывают на других детей, но пропускают себя, деля это не умышленно. Просто они видят мир, только со своей позиции и не способны встать на место другого человека, не способны выделить себя из происходящей ситуации (абстрагироваться).

Эгоцентризм проявляется также и в познании ребенка. Дети не способны разделить внешние признаки предмета и его внутренние свойства. Так, например, детям показывали две колбы одинакового объема (но, одна была узкая и высокая, а другая широкая и низкая). Детей спрашивали: «Какая больше?». Они отвечали, что та, которая выше, и есть большая. Наивно полагая, что размер играет главную роль.

Дошкольник – это личность. Со своими привычками, настроением, мнением и поведением. Переход из младшего в старший дошкольный возраст характеризуется личностным кризисом. Кризисом 3 лет, который называют «Я сам», является неотъемлемым атрибутом личностного роста и развития.

Ребенок и вправду, все чаще начинает заявлять взрослым – «Я сам», предпочитая справляться со всеми делами самостоятельно. Он может отбирать у мамы пылесос, или требовать у папы автомобильную щетку увидев, как тот очищает машину. В этот момент, родители могут совершить большую ошибку, если не смогут найти время и силы для использования этой ситуации в свою пользу, если они начнут подавлять детскую инициативу, если будут противиться естественному желанию ребенка пробовать быть самостоятельным.

В результате столкновения с родительскими страхами, появляются первые конфликты, негативизм, капризы. Только родительские страхи и неумелое поведение в таких ситуациях, приводят к появлению проблем, конфликтов и детского негативизма.

Родители заявляют: «Он же мог убиться или пораниться (покалечиться сам, покалечить всех вокруг и т.д.)». На самом деле, ребенок требует самостоятельности для себя, он подсознательно понимает, что способен на большее, чем просто сидеть в коляске – он растет. Именно поэтому, он желает делать все сам, ему уже не нужен взрослый, чтобы достать печенье, ему нужен стул, на который он может залезть (и он реально пытается это делать).

Некоторые взрослые не могут этого принять, а зря. Ведь если использовать это желание во благо, вы можете получить в дальнейшем необходимого помощника. На этом положительном опыте, может быть построено дальнейшее взаимодействие с ребенком, например, обучение хозяйственным навыкам.

Более подробную информацию можно изучить в источниках:

https://www.b17.ru/article/psi_doshk/

https://medaboutme.ru/articles/doshkolnyy_vozrast_poleznyy_gid_dlya_roditeley_kotorye_vospityvayut_doshkolyat/

https://moluch.ru/archive/301/68023/

https://studme.org/77881/psihologiya/doshkolnyy_vozrast

%