Прокурова Софья Витальевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
27.12.2023
Основное содержание кризиса 4 лет – это стремление проявить свою волю, самостоятельность. К этому возрасту ребенок уже, как правило, овладел всеми навыками самообслуживания и теперь готов пойти на конфликт, будучи уверенным, что в случае необходимости прекрасно справится со всем сам.
Ребенок прощупывает ваши границы и делает выводы:
-что можно и что нельзя;
-чем грозит ему лично то или иное поведение;
-насколько вы готовы подвинуться в своих принципах и требованиях.
-одновременно ребенок получает информацию о том, как вы к нему относитесь:
-договариваетесь ли вы с ним или заставляете беспрекословно подчиняться;
-утешаете или не обращаете внимания, если он рыдает;
-уходите и заставляете догонять или терпеливо ждете…
Проявление кризиса:
1.Ранее искренней и доверчивый, ребёнок замыкается.
2.У малыша возникают страхи и неуверенность в себе.
3.Частые приступы раздражения, злости и ярости могут быть направлены на младших братьев или сестёр, знакомых детей и так же на родителей.
4.Ребёнок может закатывать истерики на пустом месте.
5.Часто ребёнок начинает подражать кому-то из взрослых, кривляться и манерничать.
6.Непослушание ребёнка выливается в его борьбу за самостоятельность и расширение своих прав.
Как пережить кризис 4 лет?
Безусловно, это очень непростой период для родителей. На смену чисто физической заботе о ребенке (одеть, раздеть, причесать, накормить и спать положить) приходит взаимодействие с ним: ответы на бесконечные «почему», обсуждение всего, что происходит вокруг, разговоры о том, как прошел день…
Вы с удивлением обнаруживаете, что в выходной день он может быть в плохом настроении. Или, например, не спешить к вам, когда вы забираете его из садика. Он демонстрирует характер – и вам приходится смириться с тем, что он у ребенка есть.
Конечно, на все это нужно время. Даже если вам кажется, что ребенок стал неуправляемый и все воспитание катится под откос, не отчаивайтесь. Обнаружив, что тот или иной подход не работает, не бойтесь пробовать новый. Так, действуя методом проб и ошибок, вы обязательно выйдете на новый уровень взаимодействия со своим подросшим ребенком.
-Поощряйте самостоятельность и активность малыша. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя.
-Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребёнку зону «можно» и «нельзя».
-Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца. В противном случае слёзы и истерики станут для него удобным способом добиться своего.
-Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребёнку одинаковые требования.
-Не пытайтесь ругать или уговаривать ребёнка во время приступа упрямства. Скорее всего он просто не обратит на вас внимания. Для любой истерики требуется зритель, и ваше особое внимание будет только на руку маленькому упрямцу.
-Во время приступа попытайтесь переключить внимание малыша, показать ему что-то новое и интересное.
Список литературы:
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
2. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – 478 с.
3.Ирина Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы детского и подросткового возраста. – Кнорус, 2022. – 278 с.
4.Хухлаева О. В. В каждом ребенке солнце. Психология ребенка от 0 до 11 лет. – Академический проект, 2017. – 314 с.
5.Ярославцева Е. Ю. – Кризисы детского возраста. Воспитываем самостоятельность. – Феникс, 2016. – 144 с.
|