Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Мультфильмы – за или против?"

 

Хачатрян Ани Юриковна,
преподаватель кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

04.12.2023

 

В 21 веке дошкольники по своей инициативе или инициативе родителей обращаются к такому формату проведения досуга как просмотр мультфильмов. В этой статье хотелось бы раскрыть екоторые позитивные и отрицательные стороны этого процесса, опираясь на имеющиеся научные исследования:

Опираясь на мнения Д. В. Андрющенко, Н. Е. Марковой, И. Я. Медведевой, О.В. Казачек перечислила несколько признаков «вредного мультика»:

– главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление ребенком жестокости, безжалостности, агрессии в реальной жизни.

– девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения;

– демонстрируются опасные для жизни ребенка формы поведения, повторять которые в реальности опасно;

– транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот;

– распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью;

– присутствуют несимпатичные, а порой даже уродливые герои.

О. А. Воронина и Н. И. Медведева выделяют ряд положительных и негативных моментов при просмотре мультфильмов:

– мультфильмы любимы детьми с раннего детства, так как они яркие и образные. Персонажи мультфильмов показывают ребенку различные способы взаимоотношений с миром. Эталоны плохого и хорошего поведения, представления о добре и зле формирует у малышей видео;

– через сравнение с любимыми героями ребенок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, вырабатывать в себе уважение к окружающим;

– дети намного эффективнее усваивают информацию, чем взрослые. Смотря видео, ребенок воображает картины мира и тем самым начинает развивать в себе личность, перенимая те или иные качества персонажей;

– ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Одними из самых важных являются женский и мужской образы. Глядя на стереотипы «мультгероинь», девочки впитывают особенности женского поведения. У мальчиков подсознательно формируется идеал женщины, который они будут потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько поведение героинь мультфильмов. Образ женщины, ранее романтичный и загадочный, наделяется чертами физиологичности и жестокости. Попутно высмеиваются традиционные для российских женщин качества, которые прославлялись в советских старых мультфильмах: целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Также можно отметить у некоторых героев неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье – родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах такими чертами наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать.

    Однозначно одно – мультконтент, который просматривает ребенок, всегда должен контролироваться родителями. Имеющиеся критерии могут Вам в этом помочь.

 

Источники:

1.  Козачёк, О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. – 2007. – № 4. – С. 64–73.

2.  Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. – URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559.

%