Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Творческий подход к принятию решений в команде"

 

Хрипунова Светлана Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

02.12.2023

 

Метафора темы.

Случился как-то в большом лесу пожар. А в лесу были тогда двое – слепой и безногий. Хромой не мог ходить, но был зрячим, а слепой мог бегать, но ничего не видел. И они договорились так: слепой усадит хромого  на плечи, а тот будет подсказывать куда идти. Один видел, другой мог ходить – так они вдвоем стали одним полноценным человеком, выбрались из леса и спаслись от огня.

 

Решение проблем – это процесс устранения несоответствия между текущим и желаемым положением вещей.

Алгоритм решения проблем

Осознание проблемы

Установления доверия

Определение целей

Оценка текущей ситуации

Идентификация проблемы

Определение проблемы

Анализ проблемы

Определение проблем, подлежащих решению

Принятие решения

Установление критериев принятия решения

Поиск вариантов выбора

Оценка вариантов выбора

Разработка плана действий

Внедрение плана действий

Распределение обязанностей и постановка задач

Утверждение плана решения проблемы

Получения согласия исполнителей

Начало выполнения плана

Обзор решения проблемы

Установление критерия успеха

Определение способов оценки выполнения плана

Отслеживание результатов

Коррекция плана (при необходимости)

 

Чтобы стимулировать креативность сотрудников при решении проблем, примите на себя ответственность за возможные неудачи.

 

Техники креативного принятия решений.

 

Мозговой штурм.

Необходимо:

1. Группа из 4-8-12 участников.

2. Ведущий, который также будет записывать предложения.

3. Доска для записи предложений.

Продолжительность.

-   фаза поиска идей: 15-20 мин.

-   Фаза оценки: 30-40 мин.

Правила:

1. Критика запрещена до тех пор, пока есть предложения.

2. Поощрять безрассудные идеи.

3. Количество предпочтительнее качества.

4. Подхватывайте и развивайте идеи других.

Стадия оценки идеи.

1. Критика на предмет практичности и пригодности идей.

2. Выбор идеи с помощью ранжирования по степени предпочтительности или выбрать одну единственную, которая потом будет разрабатываться.

Роль ведущего:

-   Создать доверительную атмосферу.

-   Ободрять участников, призывая их к участию.

-   Следить за тем, чтобы никто не оценивал предложения раньше времени.

-   Записывать все предложения, не комментируя и не изменяя.

-   Направлять процесс оценки сделанных предложений, не занимая при этом никакой позиции.

-   Следить за тем, чтобы критика была по существу.

 

Техники письменной модерации.

Метод 635.

Каждому участнику (в идеале их 6) вручается лист бумаги с записанным на нем вопросом. В течение последующих 5 минут участник набрасывает 3 варианта решения проблемы, затем протягивает свой лист соседу справа. В полученный лист участник, вдохновившись прочитанными идеями, добавляет 3 новые идеи, передает дальше.

Оценка проводится так же, как и при «мозговом штурме».

 

Составление ментальных карт.

 

Техника полезна для анализа проблем, создания общей проблемы.

Нужны: большой лист, цветные карандаши.

Время: 20-30 мин.

Техника.

Начните с середины листа 0 напишите или нарисуйте там центральное понятие (тему). Начертите линии, исходящие из этого центра, на каждой линии напишите понятие, которое вытекает из вашей темы. Возникшие понятия повлекут за собой другие. Записывайте их на новых линиях. Можете определить стрелками взаимосвязи, возможно возникнут новые аспекты. Так постепенно вы заполните весь лист. Работа окончена, когда в голову уже ничего не приходит.

Используйте разные цвета, толщину линий, геометрические обозначения.

-      - задача;

 

-   -  желание;

 

-   -  цель и др.

«Карточки идей».

Перед группой ставится вопрос или проблема. Члены группы записывают ключевые слова решений на карточках. Карточки каждый может крепить на общую доску с комментариями. Потом карточки группируются по смысловым блокам.

Решение принимается либо в дискуссии, можно голосованием, можно обозначать свой выбор, отмечая маркером нужное на доске с карточками.

Ваше отношение к проблемам

Всегда быть полным энергии, чтобы решать проблемы;

Знать, что пребывание в хорошем расположении духа помогает решать проблемы;

Не пасовать перед препятствиями, видеть в них возможность для развития себя;

Верить в свою способность решать проблемы;

Извлекать что-то полезное из решения каждой проблемы;

Быть уверенным в том, что все проблемы можно решить.

Волшебные вопросы

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

И как?

 

Перечень вопросов для поиска новых идей:

Есть ли другое применение?

Можно ли адаптировать?

Как изменить?

Увеличить?

Уменьшить?

Заменить?

Переставить?

Сделать наоборот?

Совместить?

Наводящие вопросы

1. Каково искомое состояние объекта?

2. На каких людей или группы воздействовать?

3. Каковы необходимые затраты?

4. Необходимые материальные ресурсы, оборудование?

5. Существуют ли правовые или моральные ограничения?

6. Какие нематериальные стимулы следует учесть? (мнения, отношения, ценности, чувства, интересы).

7. Не приведет ли это к новым задачам?

8. Какие сложности могут возникнуть в дальнейшем? Что в таком случае потребуется?

9. Какими могут быть последствия неудачи?

10. Каковы сроки?

Что следует визуализировать в процессе групповой работы

Управляемый процесс труда всегда является визуализируемым процессом. Основное практическое правило: лучше больше визуализировать, чем меньше. Видеоматериалы лучше усваиваются.

•   Формулировка цели, способы и правила, рабочие вопросы.

•   Частичные, промежуточные и окончательные результаты - это относится и к работе в малых группах.

•   Открытые вопросы, конфликтные моменты.

•   Предложения, по которым следует принять решения и особенно, если предложений более 3 и обработка требует умственных усилий.

•   Мнения, идеи, точки зрения, предложения, которые имеют значения для дальнейших способов действий.

•   Меры и последующие планы.

•   Все что с точки зрения группы или ведущего должно быть удержано как в письменном, так и устном виде.

 

Литература:

Богданович В.Н. Истории и метафоры ведущему тренинга. – СПб.: Изд-во «Речь», 2016.

%