Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Саморегуляция – основа готовности к школе"

 

Фисенко Мария Дмитриевна,
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

02.12.2023

 

Первый год обучения в школе является важным этапом в становлении личности ребёнка, его отправной точкой к гармоничному развитию и дальнейшим успехам в учебной и общественной деятельности. То, как учащиеся чувствуют себя в коллективе, какие трудности испытывают при общении с другими детьми или учителем, как преодолевают эти препятствия и приобщаются к обществу, являются важными моментами в организации учебного процесса. От благополучной адаптации зависит личностный рост ребёнка, его самочувствие в среде сверстников.

Первый и один из самых важных элементов готовности ребенка к школе – саморегуляция. Примерно к 7 годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он научается осознанно управлять своим поведением.

Попробуйте поиграть с трехлетним ребенком в известную детскую игру «Да и нет не говорить, черное-белое не носить» (Взрослый оговаривает условия – нельзя произносить определенные слова. После этого начинает специально провоцировать ребенка на «запретные» ответы. «Вы поедете на бал?», «А какого цвете будут ботинки?» и так далее). Вы заметите, что, скорее всего, ребенок не справится с заданием, у него постоянно будут вылетать «не те» слова. В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально зацепило это занятие, то есть делает он это непроизвольно.

Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей, заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель.

Под руководством отечественного психолога Д. Б. Эльконина был проведен эксперимент. Процедура его была следующей. Перед ребенком раскладывается куча спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми были дети 5, 6, 7 лет. Экспериментатор наблюдал за детьми через специальное зеркало (дети видели лишь зеркало, а со стороны экспериментатора было прозрачное стекло). Старшие дети, которые готовятся уже к школе, скрупулезно выполняют эту работу и могут сидеть за этим занятием час. Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать спички, а потом начинают что-то строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу. Когда происходит насыщение, входит экспериментатор и просит поработать еще: «Давай договоримся, вот эту кучку спичек сделаем и все». И более старший ребенок продолжал эту однотонную, бессмысленную работу, потому что он договорился со взрослым. Детям среднего дошкольного возраста экспериментатор говорил: «Я уйду, а Буратино останется». Поведение ребенка менялось: он посматривал на Буратино и делал все правильно. Если несколько раз осуществлять это действие с замещающим звеном, то и без Буратино дети подчиняются правилу. Таким образом, самые маленькие дети не могли выполнять неинтересную им задачу даже под контролем со стороны, дети постарше могли это делать только при наличии контроля, а самые старшие были способны выполнять неинтересную им задачу, просто настроив себя на эту работу и договорившись об этом со взрослым.

Нужно сказать, что именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. При том, что у них могут быть развиты все остальные компоненты готовности.

Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Это попросту невозможно, как невозможно научить младенца сидеть или ходить, пока его мышцы не будут к этому подготовлены.

Но вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, беседовать о необходимости контроля над собой. Воспринимая внимательность, умение контролировать себя и целенаправленно заниматься какой-то деятельностью как признаки взрослости, ребенок начинает стремиться к развитию этих умений. Сформировать их насильно нельзя, но появляющиеся элементы произвольности и самоконтроля будут сразу же закрепляться в поведении, как желательные, если родители поощряют их.

Нужно отметить, что воля и самоконтроль будут развиваться с трудом, если в семье принят авторитарный стиль воспитания. Ведь если каждый шаг контролируют родители, постоянно указывая, что делать, и принимая решения за ребенка, то в развитии этих психических механизмов просто не возникает необходимости.

Полезной для развития саморегуляции будет и традиция совместного подведения итогов дня или какого-то большого дела. «Что ты собирался построить? А что получилось? Почему получилось не совсем так, как ты хотел? Что попробуем изменить в следующий раз?» – эти и подобные вопросы можно обсудить, например, по окончании какой-то большой игры с построением замков из кубиков или конструктора. Аналогично можно пообсуждать планы и цели перед началом игры или занятия. «Что ты собираешься слепить? Какие инструменты тебе понадобятся? Сколько времени это займет?» и так далее. Таким образом, ребенок учится управлять собой, осознавать, что, зачем и каким образом делает. Это основа для формирования устойчивой, «школьной», саморегуляции.

 

Более подробную информацию можно изучить в источниках:

https://diy.wikireading.ru/17990

https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10159/

https://mdoy.pro/pict/ds_872/psih-ped/samoreguljacija_i_gotovnost_k_shkole.pdf

https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32031

%