Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Не подходи ко мне – я обиделась!"

 

Забродина Татьяна Игорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

28.11.2023

 

Обида - это эмоциональная реакция человека, если он воспринимает нечто как несправедливость по отношению к себе, а также переживание, связанное с игнорированием или отвержением. Когда дети обижаются, это может выглядеть по-разному. Один, надув губы, демонстративно отворачивается и уходит. Другой громко плачет и кричит: «Ты плохой! Ты плохой!». Третий может перейти от слов к делу - начать, плача, бить обидчика. Иногда эмоциональное состояние ребенка может принять такие крайние формы, что он, громко плача и крича, может вырываться из рук взрослых, которые стараются его успокоить, и пытаться убежать, сам не понимая куда.

Чтобы понять, не стала ли обидчивость проблемой для ребенка, воспользуйтесь небольшим тестом. Верны ли следующие утверждения?

1.  Ребенку часто нужна похвала для уверенности в своих действиях.

2.  Рассказывая о своем друге, ребенок в большей степени говорит о том, что этот друг делает для него.

3.  Ребенок своим поведением инициирует ситуации, в которых его могут обидеть.

4.  Ребенку кажется, что его преднамеренно обижают.

5.  Ребенок тяжело переживает успех других детей.

6.  Услышав похвалу в адрес других детей, ребенок плачет и отказывается дальше делать что-либо вместе с ними.

7.  Ребенок остро реагирует на критику.

8.  Ребенок долго помнит обиды, может вспоминать и рассказывать о них через месяцы и годы, как бы переживая заново.

9.  Ребенок использует свою обиду как способ достижения желаемого.

Если хотя бы пять утверждений в вашем случае оказались верны, это значит, что обидчивость переросла в проблему и пора с ней бороться.

Если ребенок привык реагировать обидой (как, впрочем, и агрессией) на то, что происходит с ним, то, начав разбирать ситуацию, можно увидеть любопытный момент. У таких детей крайне малый репертуар возможных реакций. Иначе говоря, они не знают, как можно отреагировать по-другому. Или знают, но не пробовали. Что же можно сделать?

Отказ от обобщений.

Часто от обидчивого ребенка можно услышать «Меня все обижают». Это называется генерализацией (обобщением). А любые обобщения нужно разбивать до той части, в которой они становятся конкретными. В данном случае нужно уточнять: «Маша обижает? Нет? А Саша? А Даня? А Катя?» Привычка думать обобщениями плоха, так как она блокирует возможность действия. Если же обидчики лишь некоторые, то с этим вполне можно что-то сделать!

Прямое обращение.

Учите ребенка тому, что, если кто-то говорит нечто, что его обижает, он должен прямо выразить свои чувства. Например: «Мне неприятно, когда ты так говоришь (так делаешь). Пожалуйста, не нужно... (обзывать, толкать, смеяться, отбирать)». Этот способ помогает выйти из ситуации без обиды и при этом отстоять себя.

Отговорки.

Способ для дошколят и младших школьников. Да и в дальнейшем, только в более «отточенных», саркастических вариантах.

Итак, отговорки - это то, чем можно быстро и автоматически ответить, если тебя обижают словом. Например: «Кто так обзывается, тот сам так называется»; «Черная касса, ключ у меня, кто обзывается - сам на себя!»; «Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое - оставил». Если есть прямое обзывательство, например: «Неумеха», нужно ответить: «Здравствуй, Неумеха, приятно познакомиться. А меня - Илья зовут».

 «Трехшаговый метод».

 Если обида сочетается с агрессивными действиями, нужно научить ребенка трехшаговому методу по задержке физических реакций.

Первый шаг. Сказать: «Мне неприятно, что ты говоришь (или делаешь)». Говорить это нужно твердым тоном, без капризных «слабых» интонаций. Обязательно потренируйте это дома. Тон - это важно.

Второй шаг. Если нападки продолжаются, нужно сказать: «Мне неприятно. Если ты не прекратишь, я тебя ударю». Правда, по отношению к девочкам не подходит.

Третий шаг. Если обидчик продолжает, несмотря на предупреждение, можно его ударить.

При использовании этого метода агрессивных проявлений будет гораздо меньше. И ребенок научится сохранять относительное спокойствие.

Маленькому «обижуле» нужно помочь разобраться с обидчивостью. Пусть ваш ребенок растет в любви, ласке и понимании. Будьте опорой, прислушивайтесь к его мнению. Хвалите за любые, даже незначительные достижения. Фраза «Я в тебя верю!» творит чудеса с любым, даже сильно расстроенным ребенком.

 

Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:

1.https://pedsovet.org/article/povysennaa-obidcivost-u-rebenka-cem-opasna-i-kak-s-etim-borotsa

2.https://сош31пятигорск.рф/roditelyam/psiholog/detskaya-obida-kak-borotsya-s-povyshennoj-obidchivostyu-rebenka

%