|
Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
27.11.2023
«…Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали…
…У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски…»
Словами из стихотворения Агнии Барто «Болтунья» нередко можно описать обычный день дошкольника, родители которого, по их мнению, «развивают» ребенка.
Давайте посмотрим на эту проблему с психологической точки зрения.
Стремление родителей занять все свободное время своего отпрыска до минуты имеет множество причин.
Первая, по мнению пап и мам, ребенок – «и швец, и жнец, и на дуде игрец» сможет лучше устроиться во взрослой жизни. С этим трудно поспорить. Понятно, что у такого человека будет больше вариантов для маневра. Но на самом деле работодателям требуются люди-профессионалы в какой-то конкретной области, а не плохой «повар, конюх и плотник» в одном флаконе. Формула мастерства выведена 15 лет назад Малькольмом Гладуэллом – необходимо заниматься выбранной деятельностью не меньше 10 000 часов, т.е. примерно четыре года ежедневно по 8 часов в сутки! При занятиях по два часа в неделю пятилетний ребенок достигнет мастерства к своему столетию!
Мамы и папы мечтают, чтобы их отпрыск и пел, и плясал, и спортом занимался, при этом еще и разговаривал на нескольких иностранных языках. Такая разбросанность в занятиях не принесет пользы, а только навредит. Неплохо, когда малыш знакомится с новыми видами деятельности, но выжимать из ребенка все соки, чтобы получить «всесторонне развитую личность», чревато у него отвращением в будущем к этим занятиям. Нужно, чтобы нагрузка была посильна сыну или дочери, а не забирала в угоду родителям последние силы дошкольника.
Как же быть в этом случае? Прислушивайтесь к своему ребенку. Узнавайте, чем он сам хочет заниматься, интересуйтесь его эмоциональным состоянием. На этом и делать упор.
Конечно, у каждого из нас бывают случаи, когда нам не хочется заниматься даже любимым делом, такое есть и у малыша. И задача родителей мягко настроить его на продолжении занятий, стимулировать его похвалой. Но если ваш сын постоянно рыдает, переодеваясь в спортивную форму, если дочка грызет ногти, как только речь заходит об акварели, то эти кружки не принесут пользу ни им, ни вам. Думаю, что все знают случаи, когда человек, закончив музыкальную школы, после никогда в жизни даже не прикасался к инструменту – до такой степени ему отбили охоту к музыке.
Еще одна немаловажная причина, по которой ребенка буквально запихивают на дополнительные занятия – это собственные нереализованные амбиции и мечты родителей. Сколько несостоявшихся спортсменов, артистов, музыкантов и им подобных заставляют своих отпрысков заниматься нелюбимыми занятиями. Через детей они пытаются наверстать упущенное, показать миру через своих детей, что он, т.е. мир, потерял в их лице.
Яркий пример - Галина Александровна Логинова. Навряд ли современный зритель помнит эту актрису, хотя она и активно снималась в 70-е годы в СССР. Но прославилась эта дама не своими ролями в кино, а тем, что приходится матерью известной американской актрисе Милле Йовович. Своему «проекту» -дочери, а иначе не скажешь, Галина посвятила всю свою жизнь. С младенчества возила ее по кастингам. В 11 лет Милла уже снималась во взрослых журналах, с 13 – играла в кино. В 15 лет после выхода на экраны фильма «Возвращение в Голубую лагуну», она была признана «Фондом молодого актера» (США) лучшей молодой актрисой в главной роли. В 2004 году она, заключив контракт с фирмой «L’Oréal», стала самой богатой моделью в мире. На сегодняшний день у нее около 50 ролей в кино и фото на первых страницах свыше 100 модных журналов. Она замужем, имеет трех дочерей, богата и знаменита.
Ни этого ли хотела ее мама, когда заставляла Миллу работать до изнеможения у балетного станка, разбивать в кровь пальцы, играя на гитаре?
Вы тоже хотите своему ребенку такую жизнь, которую устроила Галина Александровна своей дочери? Несколько лет мать и дочь буквально жили в машине, переезжая из одного города в другой, чтобы попасть на фотосессии. Маленькая девочка несколько лет спала, ела, делала уроки, репетировала роли и накладывала макияж на заднем сидении автомобиля. 11-летняя Йовович снималась в весьма откровенных сценах, буквально «на грани» дозволенного. Сейчас бы за такой контент и мать, и фотографы и редакторы получили бы сроки за растление малолетних. В 12 лет ребенка забрали из школы, чтобы она посвятила себя профессиональной работе моделью. Чуть позже Милла подсела на марихуану и увлеклась алкоголем. Ей едва исполнилось 16, когда девочка с лицом ангела сбежала из дома и вышла замуж в Лас-Вегасе, чтобы быть независимой от своей авторитарной матери. На сегодняшний день Милла близко не подпускает родительницу к своим детям, да и сама встречается с ней крайне редко. А недавно стало известно, что неблагодарная дочь подала в суд на свою слишком рьяную мать за свое испорченное детство. Вот какова цена успеха голливудской артистки и модели. Вы хотите «счастья» своему ребенку такой ценой?
Ребенку-дошкольнику не нужно несметное количество кружков и «развивалок». Одного-двух – достаточно. Лучше уделяйте время общению со своим чадом. Через совместную деятельность с родителями ребенок научиться необходимым навыкам самообслуживания, а игра с другими детьми во дворе научит его дружить, разрешать конфликты и уметь решать свои проблемы в детском коллективе, тому, что не даст ему никакая ментальная арифметика или игра на скрипке.
Литература:
- Барто, А.Л. Стихи для детей / А.Л. Барто. - М. : РОСМЭН, 2022. - 128 с.
- Гладуэлл, М. Гении и аутсайдеры / М. Гладуэлл.- М.: Миф, 2023. – 288 с.
|