Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
06.11.2023
Сегодня экологические проблемы становятся все более актуальными для всего общества. Вместе с тем, человек не рождается с готовым экологическим сознанием, оно формируется в процессе развития личности и обусловлено многими факторами, включая воспитание и окружающую среду. Особенно важно начать формирование экологического сознания уже с раннего детства. Дошкольный возраст является наиболее подходящим периодом для этого процесса.
Экологическое сознание дошкольника можно определить как понимание им причин и последствий деструктивного воздействия человека на окружающую среду, а также активный интерес к природе и желание заботиться о ней. Это важный компонент формирования экологической культуры и этики в обществе.
Влияние экологического сознания дошкольника на формирование социально-активной позиции невозможно переоценить. Именно в этом возрасте формируются основы мировоззрения и ценностных ориентаций ребенка, и поэтому важно внушить ему понимание ответственности за окружающий мир.
В процессе развития экологического сознания дошкольника особое значение имеет воспитательная работа в семье и детском саду. Во-первых, взрослые должны служить примером в заботе о природе, соблюдая экологические правила и показывая интерес к окружающей среде. Во-вторых, в дошкольном возрасте важно использовать эффективные методы и формы обучения, направленные на развитие экологического сознания. Это могут быть игры на природе, экскурсии, участие в проектах по уходу за растениями и животными.
Детская литература, мультфильмы и образовательные программы также играют большую роль в формировании экологического сознания дошкольника. Предоставление доступной и понятной информации о важности сохранения природы и о последствиях экологических проблем может усилить интерес ребенка к этой теме.
Социально-активная позиция, развиваемая на основе экологического сознания, означает готовность ребенка принимать активное участие в защите окружающей среды и действовать для ее благополучия. Ребенок, имеющий такую позицию, будет склонен к сотрудничеству с другими людьми, чтобы вместе достичь общих целей в области экологии.
Формирование экологического сознания и социально-активной позиции дошкольника становится гарантией будущей экологически ответственной личности. Современный мир нуждается в таких людях, которые не только понимают необходимость охраны окружающей среды, но и готовы непосредственно действовать для ее сохранения. Этот процесс начинается с самого раннего детства и требует усилий родителей, педагогов и всего общества. Только совместными усилиями мы сможем преодолеть экологические проблемы и сохранить нашу планету для будущих поколений.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
|