Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
05.11.2023
Детско-родительские отношения играют невероятно важную роль в формировании личности ребенка в дошкольном возрасте. В этом периоде дети находятся на стадии активного развития и изучают мир через взаимодействие с родителями. Взаимодействие ребенка с родителями в этом возрасте может иметь различные типы, которые все оказывают определенное влияние на личность ребенка.
Первый тип отношений - демократический стиль воспитания. В этом случае родители устанавливают ясные правила и границы, но также учитывают мнение и желания ребенка. Демократический стиль воспитания способствует развитию у ребенка самостоятельности, саморегуляции и уверенности в себе. Ребенок изучает правила, осознает значения и последствия своих действий и научается принимать собственные решения.
Второй тип отношений - авторитарный стиль воспитания. В этом случае родители устанавливают жесткие правила и требования без объяснения и принимают строго контроль над поведением ребенка. Авторитарный стиль воспитания может ограничить возможности развития у ребенка и подавить его индивидуальность. Ребенок может стать пассивным и неуверенным, и ему может быть сложно самостоятельно принимать решения.
Третий тип отношений - пермиссивный стиль воспитания. В этом случае родители не устанавливают четких правил и границ, и допускают свободу действий для ребенка. Пермиссивный стиль воспитания может привести к непослушанию и недисциплинированности у ребенка. Ребенок может испытывать трудности в установлении собственных границ и правил, а также иметь проблемы с саморегуляцией.
Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте оказывают огромное влияние на личность ребенка. Непрерывное и качественное взаимодействие с родителями помогает развивать эмоциональную связь, установить доверие и стимулирует позитивные аспекты личностного роста.
Демократический стиль воспитания способствует развитию у ребенка социальной компетентности, самостоятельности и автономности. Дети, воспитываемые в этом стиле, часто проявляют высокий уровень самоуважения, готовности к сотрудничеству и умению решать проблемы.
Авторитарный стиль воспитания может создавать у ребенка ощущение низкой самооценки, неуверенности и страха перед ошибками. Ограниченные возможности выражения своих желаний и потребностей могут привести к эмоциональным и поведенческим проблемам у ребенка.
Пермиссивный стиль воспитания, хотя и снисходителен к ребенку, может негативно сказаться на его развитии. Отсутствие четких правил и границ может привести к неуверенности и неприятию социальных норм.
В целом, детско-родительские отношения в дошкольном возрасте формируют базовые основы личности ребенка. Родительское влияние может быть как благоприятным, так и неблагоприятным в зависимости от типа отношений, которые устанавливают родители. Поэтому важно создать поддерживающую, любящую и доверительные атмосферу, чтобы помочь ребенку стать уверенным, самостоятельным и счастливым человеком.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
|