Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Негативные эмоции в дошкольном возрасте: причины и профилактика"

 

Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

03.11.2023

 

Детский возраст является временем, когда дети только начинают развивать свои эмоциональные реакции и переживания. Некоторые из этих переживаний могут быть негативными и вызывать дискомфорт у ребенка. Понимание причин и профилактики негативных эмоций в дошкольном возрасте может помочь справиться со стрессом и создать благоприятную среду для развития ребенка.

Одной из главных причин негативных эмоций у детей дошкольного возраста является неспособность выразить их чувства и потребности. Ребенок находится на начальном этапе развития коммуникативных навыков, и может испытывать фрустрацию, когда не может ясно выразить свои желания. Это может вызвать гнев, злость или плач.

Другой важной причиной негативных эмоций в этом возрасте является ограничение на самостоятельность. Дети стараются познавать окружающий мир и развивать свои навыки, но сталкиваются с запретами и ограничениями со стороны взрослых. Ограничение на свободу действий и независимость может вызвать у детей чувство беспомощности, разочарования и даже гнева.

Также влияние на негативные эмоции в дошкольном возрасте может оказывать окружающая среда. Родители, воспитатели и другие взрослые играют ключевую роль в формировании эмоционального состояния ребенка. Постоянное сравнивание с другими детьми, слишком высокие или несбалансированные ожидания, критика и ненадлежащее обращение могут привести к возникновению негативных эмоций у ребенка.

Чтобы помочь ребенку справиться с негативными эмоциями и установить позитивный эмоциональный фон, существует ряд профилактических мер.

В первую очередь, необходимо создать поддерживающую и безопасную среду, где ребенок будет чувствовать себя комфортно. Важно заботиться о его основных потребностях, физическом и эмоциональном благополучии. Проявлять понимание, эмпатию и поддержку помогут ребенку почувствовать себя увереннее и защищеннее.

Важно научить ребенка адекватным способам выражения своих эмоций. Поощряйте его использовать слова, чтобы описывать свои чувства, вместо того чтобы физически выражать их. Помогите ребенку понять основные эмоции и их причины, развивайте его эмоциональную грамотность.

Также, ребенку следует предоставлять возможность для самостоятельности и свободы действий. Стимулируйте его инициативу и самостоятельность, позволяйте принимать некоторые решения самостоятельно и экспериментировать. Это поможет ему развить уверенность в себе и осознание своей компетентности.

Профилактика негативных эмоций в дошкольном возрасте также включает создание позитивной образовательной среды. Предоставляйте ребенку интересные и разнообразные задания, поддерживайте его интерес и любопытство. Стимулируйте его развитие и достижения, признавая и поощряя его усилия и успехи.

В заключение, негативные эмоции в дошкольном возрасте могут быть вызваны различными причинами, включая недостаток навыков коммуникации, ограничение самостоятельности и неподходящую окружающую среду. С помощью различных профилактических мер, таких как создание безопасной среды, обучение адекватному выражению эмоций и стимулирование самостоятельности ребенка, можно помочь ему справиться с негативными эмоциями и развить эмоциональное благополучие.

 

 

Список литературы

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2.  Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.

3.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.

4.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.

                                                                                                                                

%