Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Фундамент здоровой самооценки в дошкольном возрасте"

 

Фисенко Мария Дмитриевна,
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

01.11.2023

 

Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию.

Основными факторами, влияющими на развития чувства уважения к самому себе, являются влияние родителей (их отношение к ребенку и уважение его личности, влияние друзей и различных социальных групп, в которых находится человек (положительный опыт поднимает самооценку, а негативный - ее понижает).

В нашей культуре родители часто боятся перехвалить ребенка. Конечно, если малыш демонстрирует опасное или неприемлемое поведение, то родители должны вернуть его в реальность, твердо сказать, что так себя вести нельзя. Но все время критиковать, принижать и одергивать, не замечая стараний и успехов, — тоже не лучшая тактика, потому что тогда базовое ощущение «я хороший» не сформируется и новые обстоятельства — такие как начало школьной жизни и критика других взрослых — могут привести лишь к потере мотивации и веры в свои силы.

К тому же частая критика порождает страх перед ошибкой. Оценивая ребенка и сравнивая его с другими не в его пользу, мы также атакуем самооценку, которая, будучи низкой, убивает желание пробовать новое и негативно влияет на другие стороны жизни.

С другой стороны, если постоянно и без повода говорить ребенку, что он самый лучший, что он звезда, столкновение с реальностью тоже может стать травмой. Важно соблюдать баланс между критикой и похвалой, и это непростая задача для родителей. Это непростая задача для родителей — не слишком отрываться от реальности, но при этом подпитывать веру в себя, всегда хвалить там, где для этого есть повод, пусть даже на первый взгляд незначительный.

Помочь соблюдать этот баланс поможет позитивное отношение к ребенку. Если семья станет для ребенка не критикующим, а принимающим пространством, баланс будет поддерживаться естественным образом. Тогда достижения и позитивные качества ребенка для родителей будут на первом месте. Они будут стремиться поощрять его в том, что у него хорошо получается, и мягко, без критики развивать то, что получается не так хорошо.

Позитивный интерес ребенка к его собственному развитию можно воспитывать с самых ранних лет: «У тебя не получается? А давай попробуем сделать вот так и посмотрим, как получится». С помощью такого подхода можно решить множество вопросов развития, а не только формировать самооценку.

В общении с ребенком лучше обойтись без привычной парадигмы экзамена, когда мы проверяем знания: «О, так ты уже знаешь буквы? А это какая буква? А вот это?» Такой подход утомляет, и его всегда можно заменить взаимным интересом познания: «Я тебе расскажу об одном, а ты мне о другом, и нам обоим интересно. Мы не должны сдавать экзамен, мы узнаем мир». Так в ребенке воспитывается живой интерес к себе и тому, что его окружает.

Конечно, воспитание и общение в таком ключе — большая нагрузка на родителей. «Тестирование», когда мама или папа задают вопросы и наперед знают все ответы, дается гораздо легче. К тому же мы так можем убедиться, что наш ребенок не хуже других, готов к требованиям мира, и на этом успокоиться.

Но задача родителей — находить в себе ресурс, чтобы проявлять интерес к ребенку, к его особенностям и способам познания мира; отдавать себе отчет в том, как слова взрослых на него влияют, меньше критиковать и больше поощрять инициативу. В этом случае воспитание — это еще и бесконечная работа родителей над собой, в том числе и над собственной самооценкой.

Важно, чтобы стандарты, которые прививают родители детям, не были чрезмерно завышенными. Похвала и наказание должны быть адекватны возрасту и индивидуальным особенностям малыша. Сравнивать ребенка можно только с ним самим — его вчерашние и сегодняшние достижения. Приведение в пример успехов сверстников, братьев и сестер больно бьет по самооценке. Ребенок должен воспринимать свои результаты как вариант нормы. Лишь в таком случае он сможет спокойно относиться к успехам других детей.

Помочь поднять самооценку дошкольника можно привлекая его к самостоятельному выполнению повседневных дел. Успешно выполняя несложные домашние обязанности, помогая старшим, он будет ощущать свою значимость и полезность.

Нужно следить, чтобы негативная оценка поведения ребенка не распространялась на его личность. Допустимо сказать: «Мама расстроена тем, как что ты не убрал игрушки в комнате. Теперь комната выглядит грязной и неуютной». Но не стоит называть ребенка лентяем или неряхой. Помните, что малыш понимает, как к нему относятся папа и мама не только исходя из сказанных ими слов, но и по интонации, мимике, жестикуляции родителей.

 

Более подробную информацию можно изучить в источниках:

https://www.art-talant.org/publikacii/75765-formirovanie-pologhitelynoy-samoocenki-u-detey-doshkolynogo-vozrasta

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2022/04/15/formirovanie-zdorovoy-samootsenki-doshkolnika

https://растимдетей.рф/articles/kak-formirovat-u-detey-zdorovuyu-samoocenku

https://www.b17.ru/article/323766/                                                                                                                                   

%