Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Почему дети кусаются и как с этим бороться?"

 

Прокурова Софья Витальевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

31.10.2023

 

Очень часто, малыш, у которого прорезаются зубки, начинает кусаться, что бы притупить дискомфорт в деснах. Иногда, малыши кусаются, так как просто по — другому не могут выразить свои эмоции и чувства, так как полностью не владеют навыками разговора.

Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность. В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.

Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.

Возникает противоречие между его недостаточными вербальными способностями и достаточно высоким ментальным уровнем. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

Третьим фактором  является то, что дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, ссоры между родителями… Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.

Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства.

Рекомендации для   воспитателей и родителей детского сада.

1. Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен.

2. Не кусайте своего ребёнка в шутку. Он не поймет разницы между вашими нежными укусами и своими.

3. Учите своего ребёнка другим способом получать то, что он хочет, например, вежливо попросить словами или рукой.

4. Приучайте ребёнка к ласке во время игры, например, покажите, как обнимаете мишку, гладите котёнка.

5. Похвалите ребёнка если он играл мирно и никого не кусал.

6. Не оставляйте без внимания, если увидите, что ребёнок бьет игрушку, колотит машины, швыряет кукол, объясняйте, что игрушкам больно, её надо пожалеть.

7. Если видите, что малыш приближается к другому ребёнку с видимой целью укусить, как можно быстрее приложите ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать решительно и строго, что кусаться нельзя!

8. Если ребенок укусил или ударил вас или другого ребёнка– скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают». «Ему больно, так нельзя»!

9. Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает.  Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не нашедшие выход негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

10. Если вас укусил ребенок - не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

11. Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.

12. Не идите на поводу своих эмоций.  Проявляйте ум и чуткость.

Литература:

1.http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library

2.Будинайте Г.Л. Современный стратегии воспитания/ Г.Л. Буденайте// Отечественные записки. – 2014. -  №3, С. 76-90.

3.Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. // Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов —  СПб.: Питер, 2004. —480 с.: ил.                                                                                           

4. Ваш непонятный ребенок: Психол. проблемы ваших детей / Е. В. Мурашова. - Москва: Дрофа, 2002. - 412 с.                                                                                                                                   

%