Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Как развить самостоятельность у ребенка"

 

Забродина Татьяна Игоревна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

31.10.2023

 

В 2-2,5 года здоровый малыш умеет очень многое. Он наконец-то научился ходить, бегать, он может спрашивать, просить, выражать свои желания. Новые возможности толкают малыша на бесконечное количество экспериментов, пробуждают в нем жажду самостоятельности.

Именно в это время у детей начинает формироваться воля, способность к самоконтролю. Всем родителям хочется, чтобы ребенок вырос ответственным и самостоятельным человеком. И взрослые могут помочь ребенку в этом, будучи любящими и заботливыми и эффективными родителями.

Представляя самостоятельного ребенка, родители рисуют в своем воображении примерно такую картинку: ребенок все делает сам, быстро и аккуратно. За кадром остается одна важная деталь — он выполняет только то, что ему говорят. Вставай, умывайся и чисти зубы, иди завтракать — пожалуйста! Но готовность охотно следовать указаниям, каким бы ценными они ни были, никак не самостоятельность, а всего лишь послушание.

В 3-4 года малыш переживает первый серьезный кризис взросления, когда к нему приходит понимание: не только его поступки, но и желания могут отличаться от того, что требуют взрослые. Утром он хочет надеть желтую футболку, но мама натягивает серую — практичнее. Мелочь? Отнюдь! Неусыпный контроль и постоянное давление взрослых не только губят детскую тягу к познанию мира, но и напрочь отбивают охоту к самостоятельным действиям вообще. Довольно быстро ребенок понимает: прикладывать усилия там, где не хочется, порой и не нужно (взрослые сделают все сами), и начинает этим пользоваться.

Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей. В то же время если твердить ребёнку, что он «самый лучший» и «молодец», но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на «правильные слова».

Чувство собственности — одно из проявлений развития детской самостоятельности. Не ругайте и не стыдите ребенка, если он не хочет делиться своими игрушками или сладостями, но внимательно следите за его поведением. Чувство собственности быстро может перерасти в эгоизм или жадность!

Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».

Навыки самостоятельности развиваются в несколько этапов.

1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей.

2. Ребёнок выступает в качестве помощника.

3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого.

4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании.

5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.

Что касается таких сторон воспитания, как контроль и эффективность, психологи дают следующие советы, которые помогут эффективно развивать у ребенка самостоятельность, сохраняя необходимый родительский контроль.

1.  Не стесняйтесь хвалить ребенка за его правильное поведение.

2.  Давайте ему посильные поручения, которые малыш сможет сделать.

3.  Сначала покажите сами, потом сделайте вместе.

4.  В ответ на неудачу малыша постарайтесь объяснить ему ошибку и приободрить тем, что с практикой все получится.

5.  В конфликтных ситуациях предоставляйте возможность выбора и старайтесь договориться.

6.  Приучайте ребенка, чтобы он словами выражал, что он хочет и что он чувствует.

Как бы ни были необходимы запреты, применять их следует в ограниченном количестве. Мы добьемся большего, если в ответ на непослушание попытаемся переключить внимание ребенка на что-то другое.

Старайтесь по возможности избегать строгих запретов — «Не бегай!», «Брось!», «Стой!», «Не мешай!» — и «предсказаний» вроде «сломаешь», «порвешь», «разольешь». Четырехлетка хочет помочь вам с уборкой? Не выставляйте его из комнаты, а наградите тряпкой. Желает помыть посуду? Подставьте к раковине табуретку и включите теплую воду. Старайтесь как можно реже категорично отказывать, а объяснять причины отказа и предлагать альтернативные варианты.

Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Можем порекомендовать вам книгу Елизаветы Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности», которая, возможно, поможет отказаться от принуждения и воспитать самостоятельного ребёнка.

 

Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:

1.  https://www.parents.ru/article/zolotye-pravila-vospitaniya-samostoyatelnosti/

2.  https://www.unicef.org/kazakhstan                                                  

%