Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Эгоцентризм – норма или патология?"

 

Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

30.10.2023

 

«- Сколько у тебя братьев и сестер?

- У меня нет сестер. Но есть один брат.

- А сколько братьев или сестер у твоего брата?

- У него никого нет».

Такой диалог вполне мог проходить с одним из мальчиков, в экспериментах швейцарского психолога Жан Пиаже, изучавшего в начале прошлого века интеллектуальное развитие детей. Прошло почти столетие, но  сегодняшние 4-5-летки отвечают так же. Оказывается, малыши во всем мире до 7-8-летнего возраста допускают примерно одни и те же логические ошибки, типа указанной выше. Эту детскую особенность Пиаже назвал «центрацией восприятия», когда ребенок воспринимает мир только со своей точки зрения и не может поставить себя на место другого.

Позже такое поведение было названо эгоцентричным, где первая часть -«эго» - это древнегреческое слово «Я», а  «centrum» по-латыни значит центр круга, мира. Таким образом, эгоцентрик – человек, ставящий себя в центр Вселенной. Жан Пиаже доказал, что эта особенность взросления маленького ребенка является нормальной.

Из-за этого объяснять трехлетке, что нельзя бить лопаткой соседского мальчика или дергать за хвост кошку, потому что им больно, бессмысленно. Ребенок не понимает, что его действия болезненны. Он же не ощущает в этот момент боли. Да и делает он это все не со зла, а познавая мир. Конечно, не нужно позволять малышу вести себя агрессивно по отношению к людям и животным, но призывать его к совести, тоже бесполезно. Структуры мозга, отвечающие за умение встать на позицию другого и за восприятие сложных философских понятий, типа «совести», «сострадания» и т.п., у него еще не развиты. В этом случае необходимо отвести ребенка от объекта его агрессии и переключить внимание на что-то иное.

До 3-х лет ребенок не выделяет себя из окружающего мира и говорит о себе в третьем лице: «Миша (т.е. он сам) хочет конфетку» или «Маша (т.е. она сама) не хочет гулять». Позже он психологически отделяется от своих родителей и начинает активно проявлять свою самостоятельность. Малыш начинает говорить с упором на слово «Я»: «Я хочу… Я буду…».

Но даже в этот период ребенок уверен, что то, что остальные ничем не отличаются от него. Т.е. все окружающие думают так же, как он, видят, то же, что и он и хотят для него того же, что он хочет для себя. Малыш уверен, что мир крутится только вокруг него.

Поэтому в возрасте до трех лет малыши не умеют играть друг с другом. Они могут с интересом наблюдать за возней ровесников, но их взаимодействие заключается лишь в попытке отобрать понравившуюся игрушку или играть с ней рядом с другими детьми. Рядом, но не вместе!

    В доказательство того, что дети не могут встать на место другого человека, Жан Пиаже проводил еще один интересный опыт. Он организовывал на столе перед ребенком небольшие горки из песка и устанавливал там игрушки. Напротив усаживал куклу. Затем малыша просили из пачки фотографий выбрать ту, которая соответствовала виду данного пейзажа с его места. С этим заданием все дети справлялись с легкостью. Затем ученый предлагал ребенку показать те фото, которые соответствовали бы взгляду куклы на горки из песка и игрушки. Большинство дошкольников опять выбирали те же фотографии, что и до этого. Они просто не могли представить, что кукла может видеть картинку как-то иначе, чем они.

В 3 года у ребенка формируется и эгоцентричная речь, т.е. речь не направленная на кого-то. Трехлетка как бы разговаривает сам с собой. Сначала малыш просто повторяет слова за взрослыми, а позже описывает свои действия по мере их выполнения. Это считается нормой даже для младших школьников.

С 3-4-летнего возраста, по мнению российского психолога Льва Семеновича Выготского, эгоцентрическая речь переходит в умственную. Он называл это переносом действий от внешней среды во внутреннюю речь. Ребенку, например, сказали, что поднимать предметы с земли нехорошо. Увидев что-то интересное в траве, ребенок произносит вслух для себя, что брать это нельзя, что это «бяка». Позже его сознание воспринимает весь мусор как что-то нехорошее, запрещенное.

С трех лет ребенок уже не просто манипулирует игрушками, а продумывает какой-то сюжет. Во время игры он проговаривает свои действия достаточно подробно, т.е. использует эгоцентрическую речь. Дело в том, что мозг ребенка еще не способен удерживать большой объем информации и долго концентрироваться на чем-то, поэтому помимо мыслей ему необходимо вслух планировать и описывать то, что он делает.

К пяти годам малыш начинает участвовать со сверстниками в сюжетно-ролевых играх – в «дочки-матери», «в магазин», «в больницу» и т.п. К этому возрасту мозг ребенка уже созрел, чтобы в игровой форме примерить на себя разные роли – учителя, шофера или продавца. В это время малыш пробует переключаться с собственной позиции на позицию своего персонажа. Затем постепенно происходит отделение собственного «Я» от образа другого человека и его точки зрения. Т.е., центризм на себе переходит к децентрации. Ребенок не только учится становиться на место другого, но и может представлять себе чужое мнение в своем воображении.

Тем не менее, внутренний разговор с самим собой характерен не только для дошкольников, но и детей до 7-8 лет. В психологии это считается возрастной нормой, так ребенок учится размышлять и контролировать свои действия. Позже мозг ребенка сформируется настолько, что малышу уже не нужна помощь эгоцентрической речи - он прекращает мыслить вслух.

Кстати, эгоцентрическая речь наблюдается и у взрослых, когда они делают какую-то сложную, многозадачную работу или начинают обучаться новым для себя навыкам. Когда действия доходят до автоматизма, человек уже не проговаривает их последовательность.

И так, период эгоцентризма и эгоцентрической речи проходят все люди, и ваш ребенок не исключение. Если это качество характера – не умение понимать и принимать мнение других людей  - не уходит в 8-9 лет, то родителям необходимо «бить тревогу». И обратиться за помощью к специалисту, чтобы невинный детский эгоцентризм не перерос во взрослое - «мне все должны» и «Я – центр Вселенной»!

 

Материал подготовлен на основе данных следующих источников:

- Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Национальное образование. – 2016. – 368 с.

- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж.Пиаже. – М. : Перспектива-Трейд. – 2022. – 256 с.                                                      

%