Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "«Мужичок с ноготок» или как сформировать самостоятельность у ребенка?!"

 

Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

09.10.2023

 

«Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!»

****

- Так вон оно что! А как звать тебя?

- «Власом». — А кой тебе годик?

- «Шестой миновал... Ну, мертвая!»

- крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал».

Помните эти строки из поэмы «Крестьянские дети»? Есть тут интересный момент, которому удивлялся даже сам Н.А. Некрасов, - «мужичку» было всего на всего шесть лет, а он как взрослый управлялся с лошадью и санями.

Посмотрите на своих дошкольников, доверили бы вы им самостоятельно, не то что бы возить хворост, а просто самому пройтись из леса до дому? Сомневаюсь! Что же случилось? Почему за какие-то полторы сотни лет дети растеряли всю свою самостоятельность?

Всему виной детоцентристский подход к воспитанию и развитию. До 1917 года ни в одной стране мира о таком понятии как отпуск по беременности и родам речи не шла. Отлежавшись денек, работницы и крестьянки подхватывали своих новорожденных младенцев и отправлялись в поле или на завод, в лучшем случае - оставляли своих чад под приглядом старших детей или бабушек. Хотя присмотром это можно было назвать с большим трудом, т.к. у нянек было много своих обязанностей по дому и во дворе, а не только качать люльку и менять мокрые пеленки. При таких спартанских условиях малыш был вынужден сам себя развлекать.  

В декабре 1917 года одним из первых законов советская власть приняла декрет «О страховании на случай болезни», согласно которому беременная женщина получала оплачиваемый отпуск на 8 недель до и 8 недель после родов. Кстати, именно поэтому этот отпуск уже более 100 лет в народе называют «декретом». Через два месяца ребенок передавался на попечение бабушек или отправлялся в ясли. Там на одну воспитательницу приходилось 20-30 малышей, понятно что она осуществляла самый минимальный уход – покормить, помыть, перепеленать. Все остальное время малыш был пердоставлен сам себе.

До 22 января 1981 г. в СССР отпуск по уходу за ребенком составлял уже 3 месяца! Какие навыки приобретает к этому возрасту маленький человечек? Он  начинает самостоятельно держать голову, поднимать ее, опираясь на ручки, поворачиваться с животика на спинку и обратно и тянуться к игрушке. Вот и все его умения! И все же он уже умеет сам себя развлечь.

Современные же мамы, озабоченные ранним развитием ребенка, до 3 лет малыша не дают ему шагу ступить самостоятельно, стараясь по максимуму заполнить его жизнь «развивашками». Она делает с ним зарядку, поет потешки, рассказывает стишки, читает книжки, не давая маленькому человечку возможности самостоятельно изучать окружающий мир. Это все действительно формирует зрение и слух, моторику рук и поможет в будущем освоить речь, но тормозит навыки самостоятельности. При таком подходе ребенок не может сам изучить игрушки, их обязательно показывает ему мама. А малышу очень важно самому повозиться с предметами, постучать ими о стенку, положить в ведерко, попробовать их зуб и провести еще множество манипуляций, изучая предмет, попутно развивая и прочие свои навыки.

Поисковая активность – это величайший дар для ребенка, благодаря которому он познает окружающую действительность, обучается новым действиям. Но если малыша все время занимать, не давая самостоятельно удовлетворять свой интерес, то он привыкнет это делать только с помощью родителей. И тогда мы наблюдаем картину, когда в песочнице часть детишек самозабвенно «печет» куличики и возится с машинками, а другие ноют родителям: «Ну, поиграйте со мной! Мне скучно!»

Мамы, обожая своего ребенка, готовы все сделать за него: перемолоть пищу в пюре, чтобы он не подавился; самой подобрать, рассыпанную мелочь, чтобы он не нагибался или не потащил ее в рот; самой вытереть, разлитый ребенком чай, чтобы он не намочился и не измазался; купить одежду и обувь на липучках, чтобы ему не мучиться с пуговицами и завязками и т.п. Но облегчая себе жизнь, мы ограничиваем развитие маленького человечка.

Поедание пюре, в отличие от супа и другой твердой пищи, не развивает у ребенка умение языком отделять разные кусочки пищи во рту, что мешает развитию речевого аппарата и затормаживает время появления речи.

Пуговички и завязки, поднятие мелких предметов пальчиками – это основа развития координации рук, а впоследствии улучшает навыки письма.

Неуклюжее вытирание лужицы от чая – это развитие самостоятельности.

Конечно, с ребенком нужно заниматься и уделять им внимание, но, знакомя его с новой игрушкой, притормозите, пусть он сам решит, что он будет с ней делать и как с ней играть. В 7-8 месяцев он будет ее изучать 1-2 минутки и потеряет интерес. Но потом время изучения новых объектов увеличиться, и он уже будет изучать игрушку дольше.  Позволяйте своему сыну или дочери проявлять инициативу, не ограничивайте их.  

С полутора лет необходимо привлекать ребенка к процессу уборки игрушек, превращая все в игру: машинки все поехали в гараж, куклы ложатся спать в коробку. Постепенно доля родителей в наведении порядка в игрушках малыша нужно уменьшать. Ребенок привыкает к этому, и уже года в три считает само собой разумеющимся самому складывать свои вещи на место. Но если до этого уборкой игрушек всегда занималась мама, то заставить это делать малыша можно будет, только приложив усилие.

Раннее обучение самостоятельности помогает детям вырасти независимыми и самодостаточными. И в будущем они сами смогут самостоятельно учится в школе, не привлекая к этому процессу всю семью.

    

Некрасов, Н.А. Стихи. Поэмы / Н.А. Некрасов. – М.: Омега. – 2023. – 96 с.

                                                          

%