Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Особенности психического развития ребенка в возрасте 5-6 лет. Часть 2"

 

Хрипунова Светлана Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

08.10.2023

 

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет должен уметь

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте  5-6 лет должен уметь:

•   Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.

•   Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.

•   Сравнивать два изображения по памяти.

•   Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

•   Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

•   Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

•   Находить 4-5 пар одинаковых предметов.

•   Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.

•   Запоминать 8 слов из 10 предложенных.

Математика

Ребенок в возрасте  5 - 6 лет должен уметь:

•   Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

•   Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

•   Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.

•   Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

•   Сравнивать 10 предметов ,размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).

•   Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Развитие речи

Ребенок в возрасте  5 - 6 лет должен уметь:

•   Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.

•   Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

•   Определять место звука в слове.

•   По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.

•   Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).

•   Замечать неправильную постановку ударения в слове.

•   Подбирать к существительному несколько прилагательных.

•   Заменять слово другим словом со сходным значением.

•   Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.

•   Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.

•   Правильно произносить все звуки.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте  5 - 6 лет должен уметь:

•   Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.

•   Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.

•   Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.

•   Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.

•   Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.

•   Знать своих родственников, домашний адрес.

•   Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.

•   Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.

•   Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.

•   Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

•   Знать два - три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.

•   Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

•   Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре - пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.

•   Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте  5 - 6 лет должен уметь:

•   Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).

•   Самостоятельно раздеваться, одеваться.

•   Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

•   Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).

•   Завязывать узелки на веревке.

•   Ориентироваться в тетради в клетку

•   Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте  5 - 6 лет должен уметь:

•   Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.

•   Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.

•   Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.

•   Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

•   Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.

•   Владеть навыком округлого раскатывания

•   Владеть навыком рационального деление пластилина

•   Использовать в работе стеку

•   Умение передавать в лепке движения

•   Правильно держать ножницы и действовать ими

•   Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.

•   Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой

•   Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.                                                             

%