Хрипунова Светлана Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
08.10.2023
Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет должен уметь
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте 5-6 лет должен уметь:
• Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.
• Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.
• Сравнивать два изображения по памяти.
• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
• Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
• Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
• Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
• Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.
• Запоминать 8 слов из 10 предложенных.
Математика
Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
• Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
• Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
• Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
• Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
• Сравнивать 10 предметов ,размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
• Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Развитие речи
Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
• Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
• Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
• Определять место звука в слове.
• По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.
• Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
• Замечать неправильную постановку ударения в слове.
• Подбирать к существительному несколько прилагательных.
• Заменять слово другим словом со сходным значением.
• Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
• Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
• Правильно произносить все звуки.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
• Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
• Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.
• Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
• Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
• Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
• Знать своих родственников, домашний адрес.
• Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
• Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.
• Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
• Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
• Знать два - три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.
• Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
• Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре - пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
• Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
• Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
• Самостоятельно раздеваться, одеваться.
• Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
• Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).
• Завязывать узелки на веревке.
• Ориентироваться в тетради в клетку
• Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Изобразительная деятельность
Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
• Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
• Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
• Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.
• Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
• Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
• Владеть навыком округлого раскатывания
• Владеть навыком рационального деление пластилина
• Использовать в работе стеку
• Умение передавать в лепке движения
• Правильно держать ножницы и действовать ими
• Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
• Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой
• Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
|