Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Основы эффективной коммуникации"

 

Хрипунова Светлана Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

07.10.2023

 

Общение – это основа человеческого взаимодействия, посредством которого люди обмениваются информацией и высказывают свое понимание окружающего мира.

Коммуникация – это процесс обмена информацией между отправителем и получателем.

Лидер кодирует сообщение, передает получателю по коммуникационному каналу, получатель декодирует и интерпретирует символы, чтобы понять смысл сообщения. Кодирование и декодирование может вызывать коммуникативные ошибки, искажать смысл. Далее следует цикл обратной связи, который помогает отправителю убедиться, что получатель правильно понял сообщение.

Настоящий лидер убежден, что коммуникация имеет большое значение для создания атмосферы доверия и воплощения в жизнь концепции будущего развития. Лидеры налаживают коммуникации таким образом, чтобы сплотить людей и направить их энергию на достижение общих целей.

Лидеры активно осуществляют вербальную и невербальную коммуникацию каждый день.

Главные принципы общения:

- открытость,

- проницательность,

- умение активно слушать подчиненного,

-вести с подчиненными диалог.

Зачем нужна обстановка открытого общения:

1.  Вы получает то, о чем вы говорите.

2.  Обстановка открытого общения отражает качества лидера.

3.  Только в повседневном общении и взаимодействии люди принимают корпоративную концепцию.

Умение слушать включает в себя навыки восприятия и понимания истинного смысла сообщения.

Проницательность – способность понять скрытый смысл сообщения, не выраженный словами.

Для того, чтобы эффективно передавать информацию, отправителю необходимо четко излагать материал, подавать правдивую информацию, запрашивать обратную связь.

Базовые коммуникативные умения

1)  умение вступать в контакт;

2)  умение задавать вопросы;

3)  умение вести «малый разговор»;

4)  умение стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений и т.п.;

5)  умение услышать и понять то, что имел в виду партнер;

6)  умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии был выразить;

7)  умение передать партнеру, что его услышали и поняли;

умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе.

Навыки, необходимые для передачи межличностных сообщений

1.  Использовать множественные каналы информации, различные каналы восприятия.

2.  Предоставлять полную и конкретную информацию.

3.  Принять на себя ответственность (принцип Я).

4.  Конгруэнтность. Соответствие сообщения и поведения.

5.  Выражаться понятным языком.

6.  Говорить только о том, в чем разбираетесь.

7.  Установить атмосферу взаимодоверия.

8.  Честность.

9.  Быть надежным источником.

10. Теплое и дружеское общение.

11. Энергичность и позитивность.

12. Самораскрытие. Сообщать свои чувства, желания, отношения.

Навыки, необходимые для получения обратной связи

1.  Запрос у получателя обратной связи. Проверить, что вас поняли правильно.

2.  Отказ от обвинений. Если возникли недоразумения, исправьте их.

3.  Подведение итога услышанному, краткий повтор слов получателя (ваша обратная связь).

4.  Проверка скрытых предположений с помощью прямых вопросов, подчеркивая, что это всего лишь ваши предположения.

5.  Отслеживание невербальных сигналов собеседника.

6.  Уточняющие вопросы.

Приемы самонастраивания перед взаимодействием

1.  Настроиться на конкретного человека (аудиторию) – определить, кто он, как здесь оказался, каковы его потребности, проблемы, опасения и надежды.

2.  Мысленно «просмотреть» основные моменты диалога.

3.  Представить картину удачной встречи (успешное выступление, диалог, прощальные улыбки, благодарность слушателя, партнера).

4.  Снять напряжение с мышц лица, шеи, живота, ног.

5.  Сделать себе комплимент про себя или перед зеркалом при возможности.

6.  Мысленно проговорить фразы-формулы положительной настройки.

7.  Отрегулировать темп дыхания и сделать паузу перед началом разговора.

Установление невербального контакта

- Живой, свободный зрительный контакт уже до начала разговора (магический треугольник)

- Мимика дружелюбная, свободная, легкая улыбка, ориентироваться на выражение собеседника (не слишком выражено)

- Жесты: руки открыты, ладони вверх

- Поза: лицом к собеседнику, голова немного наклонена, немного наклониться вперед

- Голос при приветствии: четкий, понятный, мягкий

- При паузах поддерживать невербальный контакт.

Установление вербального контакта:

- поощрение позиции "да" с помощью использования обычных тем (разговор о ситуативной общности, данных реалиях, само собой разумеющихся вещах, прописных истинах);

- стимулирование самораскрытия с помощью я-посланий;

- стимулирование самопроявления с помощью прямых и косвенных вопросов, которые относятся к переживанию и поведению собеседника (связанное со скромными комплиментами).

 

Литература:

Богданович В.Н. Истории и метафоры ведущему тренинга. – СПб.: Изд-во «Речь», 2016.

                                                             

%