Хачатрян Ани Юриковна,
преподаватель кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
07.10.2023
Адаптация — привыкание к новым условиям существования. Именно это происходит с ребёнком, когда его буквально вырывают из родной домашней уютной обстановки и начинают водить в детский сад. Стресс вызывает буквально всё: отсутствие близких людей рядом (особенно мамы); необходимость соблюдать новый режим дня: есть — строго по часам, и уже не попросишь у мамы вкусняшек, когда захочется; наличие большого количества кричащих, шумных, дерущихся детей рядом, с которыми почему-то надо делиться игрушками и соблюдать их правила игры; меньше объём внимания к ребенку со стороны воспитателя (в сравнении с мамой, например); новые правила, которые требуют неукоснительного выполнения: убрать за собой игрушки, помыть руки, не шуметь во время сна, ходить парами и т. д.
Вот так, буквально в один миг, жизнь меняется коренным образом. И привыкнуть к этому в одно мгновение невозможно. Поэтому адаптация к детскому саду — длительный и многоступенчатый процесс. Он потребует огромного терпения от родителей и немалых усилий со стороны ребёнка. Чтобы снизить стресс и помочь ему как можно быстрее преодолеть этот сложный период, задумываться об этом вопросе следует задолго до того, как он перешагнёт порог группы.
Согласно статистике, только 1% малышей при поступлении в детский сад ведёт себя так, словно в его жизни ничего не изменилось. У всех остальных наблюдаются определённые реакции. Существуют разные виды адаптации, и с каждой из них приходится справляться. Остановимся подробнее на психологической и социальной адаптации:
Самая сложная адаптация — психологическая. Ребёнок толком не понимает, для чего ему каждое утро нужно идти в детский сад и прощаться с мамой. Большинству кажется, что их перестали любить и просто отдали, так как они больше не нужны маме и папе. На фоне такого расстройства начинается фобия, что их не заберут вечером, за ними не придут и они останутся одни. В результате все эти переживания могут вылиться в такие реакции, как:
• истеричность, нервозность, раздражительность, капризность;
• плаксивость — могут плакать даже без повода, не умея объяснить своё состояние);
• агрессивность (или ко всем, или только по отношению к родителям);
• апатия, равнодушие, безынициативность, вялость или же наоборот — чрезмерная возбуждённость;
• упрямство;
• постоянно плохое настроение.
Как родитель может помочь своему чаду на этом этапе? Следует уделять больше внимания и заботы, вести разъяснительные беседы, зачем вообще существует садик и почему в него так необходимо ходить каждый день.
Социальная адаптация. Для одних детей данный вид адаптации даже в какой-то степени выступает в роли помощника. Если они активные и общительные, в играх с другими забываются и не чувствуют одиночества и брошенности. Но большинство всё-таки теряется в таком потоке малышей. К каким последствиям следует быть готовыми:
• отказываются идти в садик, потому что «Воспитатель злая» или «Ваня игрушки отбирает»;
• перенятие у других девиантных паттернов поведения (начинают кусаться, плеваться, обзываться) и плохих слов;
• обострение чувства собственности и жадности, даже если до этого был добрым;
• формирование комплексов, занижение самооценки;
• уход в себя, появление аутических черт.
В этом случае все силы следует бросить на развитие коммуникативных навыков. Можно смостоятельно, можно и с помощью специалиста-психолога.
Детский сад является важным институтом социализации ребенка, адаптация к нему – процесс, порой, нелегкий, при прикладывании совместных усилий – родителя, ребенка и воспитателя адаптация может пройти успешно.
Список источников:
1. Электронный ресурс: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/adaptacziya_v_detskom_sadu_uroki_vyizhivaemosti_dlya_detej_i_ix_roditelej/
2. Электронный ресурс: https://mel.fm/blog/mariya6/24635-4-pravila-dlya-bystroy-adaptatsii-k-detskomu-sadu
|