Фисенко Мария Дмитриевна,
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
06.10.2023
Личные границы — метафорическая черта, которая отделяет нас от окружающего мира. В это понятие входят наше тело, чувства, убеждения и даже материальные вещи: смартфон, машина, комната, дом. Их понимание помогает нам выстраивать здоровые отношения, не становиться жертвой манипуляторов. Они же позволяют не зависеть от мнения других людей.
Важно с раннего возраста учить детей защищать свои границы. Так они будут расти с пониманием хорошего и плохого отношения к себе и окружающим. Например, ребенок должен знать, что чужой человек не имеет права трогать его интимные места — это плохо. А когда родители стучатся, перед тем как зайти в комнату, — это хорошо.
Дети с выстроенными личными границами реже становятся жертвами насилия, объектами буллинга. Они не так часто попадают в плохие компании, где употребляют алкоголь и наркотики.
Природой так устроено, что у ребенка в утробе матери общие с ней границы. Это необходимо для правильного развития. Когда малыш рождается, мама продолжает находиться с ним в «слиянии». Нередко можно услышать такие фразы: «Мы хорошо поспали», «Мы приболели» вместо «Он хорошо поспал», «Он приболел». До определенного момента это нормально.
Но со временем слияние матери и ребенка должно уменьшаться. Уже к трем годам у малыша формируется осознание себя как отдельного человека, личности со своими желаниями. Поэтому родители должны уделять особое внимание личным границам детей с трехлетнего возраста. Самим начинать соблюдать их и постепенно начинать знакомить чадо с этим понятием. Как это делать, рассказываем дальше.
Чтобы понять, как научить ребенка защищать личные границы, сначала нужно разобраться с тем, какими они бывают.
Физические. Это тело человека, потребность в еде, отдыхе, сне. Родители нарушают границы, когда обнимают ребенка, а он сейчас этого не хочет. Или, например, применяют физическое насилие, заставляют есть или надевать нелюбимую одежду.
Пространственные. Родители нарушают их, если входят в комнату без стука, заглядывают в ванную или туалет, проверяют карманы.
Материальные. Это все личные вещи, которые есть у ребенка. Например, нельзя отбирать телефон, заставлять делиться игрушками, если малыш не хочет, выкидывать что-то без спроса или запрещать пользоваться его вещами.
Временные. У человека должно быть право самостоятельно распоряжаться своим временем. Родители могут это нарушить, когда обещают ребенку сходить утром в парк, а потом переносят прогулку на вечер, потому что хотят досмотреть сериал, когда резко меняют планы и требуют их немедленного выполнения.
Психологические (эмоциональные, ценностные). Человек вправе испытывать разные эмоции, иметь любое мнение и убеждения. Родители нарушают границы этого типа, если обесценивают чувства детей. Например, заставляют их делиться личными переживаниями или, наоборот, не выслушивают.
Чтобы учить детей личным границам, мама и папа должны сами их соблюдать. Причем в отношении и малыша, и друг друга. Может казаться, что ребенок маленький и ничего не понимает, но это не так. Он как губка впитывает все происходящее вокруг и неосознанно учится поведению родителей.
С трехлетнего возраста можно начинать знакомить малыша с физическими границами. Объясняйте, что его тело принадлежит только ему. Если в садике другие ребята толкают или треплют волосы, ребенок не должен это терпеть.
Обязательно поговорите о половых органах и об их неприкосновенности. Маленьким детям можно сказать, что никто не должен трогать части тела, которые прикрыты нижним бельем. Это могут делать только родители во время купания или врач при осмотре. Если же интимные места ребенка трогает или рассматривает другой человек — пусть малыш постарается уйти, а потом обо всем расскажет взрослым.
Научите ваше чадо говорить «нет». Это необходимо для отстаивания личных границ. Например, малыш понимает, что не хочет играть с соседским мальчиком в песочнице, но отказать не может. Объясняйте, что говорить «нет» — это абсолютно нормально и так делают все взрослые, храбрые люди.
Чтобы ребенок умел отказывать, родителям важно поддерживать это право. Если малыш сказал, что не наденет перчатки на улицу — согласитесь с ним, но возьмите вещь с собой. Скорее всего, через 5 минут руки замерзнут, и он сам их попросит. Главное, что вы с уважением отнеслись к отказу.
Но родители отвечают за безопасность и здоровье малыша, поэтому соглашаться со всеми «нет» все же неправильно. Например, ребенок не хочет чистить зубы. Позволить этого не делать будет неразумно. Можно ответить так: «Сынок/дочка, в нашем доме есть правила, которые необходимо соблюдать. Каждый вечер мы чистим зубы, а потом идем спать. Это нужно для твоего здоровья. Мне очень грустно, что ты отказываешься». Обратите внимание на последнюю фразу, не бойтесь говорить о своих чувствах, часто после этого малыши меняют принятое решение.
Запомните простое правило: если с раннего детства относиться к детям с уважением, то они научатся тому же в отношении себя, родителей и других людей.
Более подробную информацию можно изучить в источниках:
https://www.b17.ru/blog/397449/
https://www.b17.ru/article/269484/
https://stolichki.ru/clubs/mother/education/kak-sformirovat-u-detej-lichnye-granicy-i-zachem-eto-nuzhno?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f
https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2023/09/27/chto-takoe-lichnye-granicy-uchim-rebenka-govorit-net-na-detskoj-ploshhadke-i-v-krugu-blizkix/
|