|
Забродина Татьяна Игоревна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
03.10.2023
В наше время выбор игрушек для детей столь многообразен и интересен, что для каждого родителя, заинтересованного в развитии своего ребенка, невольно встает вопрос: «Какую игрушку выбрать?»
Воссоздавая воображаемые и реальные предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций, приучает его к
целенаправленной, осмысленной деятельности.
Игрушки различаются по своему назначению:
− игрушки, способствующие развитию личностной сферы;
− игрушки, которые способствуют развитию моторных и познавательных способностей.
К дидактическим игрушкам относятся различные виды конструкторов (тканевые, мягкие, металлические, деревянные, пластмассовые) трафареты и схемы для конструирования, материалы и игровые наборы мелкого, среднего и крупного размера, (кирпичики, бруски, кубики, болты, винтики, гайки и инструменты для их закручивания) развивают творческие способности и пространственное мышление.
Наглядное и образное мышление, мелкую моторику, воображение,
творческие способности, внимание и аккуратность, помогают развивать
такие виды деятельности, как моделирование, лепка, рисование,
конструирование из природного и бросового материала.
Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться
социальным нормам поведения. Дети с удовольствием играют в больницу,
кафе, парикмахерскую, магазин, школу, библиотеку, дочки-матери используя сюжетно-образные игрушки: наборы парикмахера, доктора, посуды, кукольной мебели мелкого и среднего размера (спальня, столовая, кухня, гостиная); комплекты одежды и обуви, отражающие роль (халаты, бескозырки, пилотки, шлемы), приборы и инструменты (бинокль, штурвал, почтовый ящик, якорь и др.); предметы домашнего обихода (сумки, кошельки, корзинки, щетки, наборы для шитья), карнавальные маски, атрибуты сказочных костюмов.
Кукольный и пальчиковый театр, музыкальные игрушки не только прекрасно развивают фантазию и речь, но и позволяют ребенку в полной мере проявить свои творческие способности.
Для развития логического мышления, ребенку нужны игры, позволяющие устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи. Это могут быть различные настольные игры и головоломки (мозаики, шашки, шахматы, игровые наборы с правилами «Четвертый лишний», «Разложи по порядку», домино «Транспорт», «Геометрические фигуры», лото «Кто где живет», «Зоологическое лото», игры с кубиками и фишками, «Колумбово яйцо», «Танграм», «Уникуб», пазлы).
Большое внимание следует уделять двигательной активности детей на улице, используя спортивные игрушки. На прогулку можно брать: велосипед, самокат, роликовые коньки, мячи, бумеранги, ракетки с воланами и т. д. Организуя подвижные игры с детьми, необходимо учесть, что к 5 годам у детей возрастает мышечная масса, ее работоспособность и сила, однако многие дети еще не способны к длительному физическому напряжению и значительной физической нагрузке. Поэтому подвижные игры для детей 5 лет должны продолжаться не более 15-20 минут, чтобы дети не уставали.
Объясняя правила игры с предметом, например с мячом или скакалкой, не стоит забывать, что у дошкольников преобладает образное мышление и
совсем небогатый двигательный опыт. Поэтому объяснение правил игры
всегда должно сопровождаться показом.
Ребенок дошкольного возраста испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную информацию. В этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Детям 5-6 лет интересно все, что связано с окружающим миром. Поэтому важно тщательно подбирать игры и игрушки для ребенка.
Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с
множеством соблазнительных, очень дорогих и не всегда нужных игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели, сидящие на прилавках, новомодные куклы, машины и звери! Некоторые интерактивные игрушки просто вредны. Они умеют двигаться, разговаривать, имитировать живые создания, но результат всегда известен – в зависимости от нажатой кнопочки; такая игра делает ребенка пассивным наблюдателем, блокируя активность головного мозга.
Игрушки — это инструмент, помогающий детям развиваться, но именно вы, родители, поддерживаете это развитие.
Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:
1. https://sch1158.mskobr.ru/files/DOU_metod/defektolog/1742
2.https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kakie-igrushki-nuzhny-detyam.html
|