Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Детские страхи"

 

Мартиросян Карине Вардиновна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

08.09.2023

 

Страх – эмоция очень сильная, но необходимая человеку: он сопутствует инстинкту самосохранения, помогает избежать опасностей. Такой «правильный» страх – союзник человека. Но ведь существует множество «неправильных» страхов, сковывающих наш разум, мешающих спокойно жить и чувствовать себя счастливыми. Возрастные страхи, которые испытывает каждый человек на разных стадиях своего развития, могут как пройти, так и трансформироваться, перейти в более глубокую фазу. Наиболее опасны в этом смысле страхи, возникающие в детском возрасте и не проходящие по мере взросления ребенка. Они накладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Поэтому родителям важно знать, что такое детские страхи, каковы их виды, особенности проявления, способы распознавания и борьбы с ними.

Причины возникновения детских страхов.

Биологические причины:

•   особенности нервной системы,

•   повышенная общая и эмоциональная чувствительность;

•   недостаточная двигательная активность, так как эмоциональная жизнь сильно обеднена и способствует ранней интеллектуализации психики;

•   страх одиночества, темноты, животных, боли, неожиданных звуков

Социальные причины:

•   урбанизация (у сельских детей страхов меньше)

•   количество членов семьи (в неполноценных семьях у детей количество страхов больше);

•   если в семье один ребенок (так как на него транслируются страхи остальных членов семьи);

•   возраст родителей (если он превышает 30 – 35 лет, то дети обычно более беспокойны);

•   ранний выход матери на работу, если дети считают главной в семье мать (так как работающая мать более раздражительна);

Психоэмоциональные:

•   личностные особенности матери: требовательные, принципиальные, честолюбивые, бескомпромиссные, с повышенным чувством долга;

•   наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

•   тревожность в отношениях с ребенком — избыточное предохранение его от опасности и изоляция его от общения со сверстниками;

•   излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

•   большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.

•   отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками, не уверенность в себе.

•   конфликтные отношения между родителями в семье.

•   психические травмы (типа испугов), обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам.

•   психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Возрастные страхи.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.

Виды страхов. Навязчивые страхи:

•   Гипсофобия – страх высоты,

•   Клаустрафобия – боязнь закрытого пространства,

•   Агорафобия – боязнь открытого пространства,

•   Ситофобия – боязнь принимать пищу и т.д.

Бредовые страхи – это страхи, причину появления которых найти не удается. Например, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указываю на серьезные отклонения в психике, могут служить началом развития аутизма. Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах.

Сверхценные страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с идефиксациями), первоначально соответствуют какой-либо жизненной ситуацией, а потом становится столь значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К таким страхам относятся социальные страхи: боязнь выступать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто “застревают”, и вытащить их из них подчас бывает очень сложно. Детские страхи — это глубокие переживания детства, проявляющиеся в их последующем опыте и влияющие на становление ребенка в дальнейшем - они требуют серьезного и постоянного внимания со стороны родителей.

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

•   Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием.

•   Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.

•   Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии.

•   Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.

•   Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.

•   Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).

•   Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).

•   Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере. Не транслируйте ему собственные страхи.

•   Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно. Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

 

Список литературы

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2.  Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.

3.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.

4.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.

%