Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Роль игровой деятельности в развитии дошкольника"

 

Мартиросян Карине Вардиновна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

07.09.2023

 

Как часто мы взрослый снисходительно и даже пренебрежительно относимся к детской игре, как к чему-то не очень важному, занятию, которое просто занимает ребенка. Некоторые из нас торопятся организовать обучение ребенка уже в дошкольном детстве, ошибочно предполагая, что чем раньше ребенок начнется активно учиться, тем гармоничнее будет его развитие.

Но именно игра обладает огромным развивающим ресурсом для развития ребенка. В игре у дошкольника интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие, формируются навыки взаимодействия и сотрудничества с другим людьми. В игре ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации простого, "учебного" задания. Даже острота зрения повышается в условиях игры. Ну и, конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире. Вот на это стоит обратить особое внимание.

Мы уже знаем: игре дошкольника обязательно нужен сюжет, "тема". Иногда ребенок предлагает тему сам, почерпнув ее из того, что увидел, понял, запомнил. Но чаще обращается к нам, родителям. Наша задача обогатить игровой мир ребенка, помочь ему создать игру, участвовать, развивать ее, вводить новых героев. Энтузиазм малыша велик, интерес к игре огромен - так используем это!

Уникален, привлекателен для дошкольника и тот стиль общения, который складывается между ним и взрослым в игре. В обычной, житейской ситуации мы волей-неволей выступаем в роли учителя: даем ребенку задания, контролируем, поощряем или наказываем. Такой стиль общения задан нам самой жизнью: слишком велик разрыв между нами и малышом - разрыв в знаниях, умениях, интересах. 2-летний ребенок легко мирится с этим, для него это естественно. А вот дошкольнику этого мало. Мало ему и простой, непосредственной ласки, любви. Ребенку дошкольнику хочется быть "на равных", хочется почувствовать себя сильным, смелым, умным. Хочется видеть во взрослом не только покровителя, но и партнера. Не только учителя, но и товарища. Хочется вместе действовать, строить, творить. И это с избытком дает ему ролевая игра.

В игре мы, конечно, тоже учим. Но это совсем другая учеба. Она недирективна, необязательна. Мы не приказываем - мы отвечаем на вопросы. И заодно ведем свою роль. А ролевые правила - одни для всех. Стоит нам ошибиться, выйти из роли - и ребенок поправит нас. Игра тем и хороша, что в ней нет "специалистов по контролю"; и дети, и взрослые - все равны, все вносят свой вклад в развитие игрового сюжета. И нередко со стороны малыша этот вклад больше. А следовательно, ребенок чувствует свою силу, свою значимость, свой "социальный вес". Иными словами, стиль общения в игре демократичен. И не случайно именно ролевая игра вносит большой вклад в формирование у дошкольника важнейшего личного качества - зачатков критичности, независимости в мышлении и поведении.

Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим. Поэтому не спешите вмешиваться в игру, не спешите сразу же разрешать игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать.

Игра позволяет ребенку освоить мир, общество. Не надо торопиться привить ребенку наши, взрослые, способы взаимодействия. Делая это преждевременно, мы также можем разрушить игру.

Уделяя время наблюдениям за играми детей, не жалейте слов на похвалу ребенка. Обычно мы хвалим детей за послушание, за аккуратность, за то, что они убирают свои игрушки. Все это верно. Но для развития игры важнее похвалить ребенка, если он придумал что-то новое, организовал увлекательную игру для младших, создал интересную игровую ситуацию, собрал сложный узор из мозаики, построил модель из конструктора. Всякое игровое действие, в котором ребенок сделал то, что еще вчера было ему недоступно, не должно оставаться незамеченным. Все это обязательно надо поощрять...

В тех семьях, где с нежностью и теплотой относятся к игре ребенка, где поддерживают и поощряют детскую фантазию, вырастают яркие, уверенный в себе и мире дети. Ведь внимание и тактичное отношение к детским играм - лучшее выражение любви к ребенку.

«Как правильно подойти к организации игровой деятельности дома»

Вступая в мир детской игры, многому можно научиться самим и многому можно научить своего ребёнка. Позволяйте ребёнку свободно выражать свои чувства, не одёргивайте его, не пытайтесь угадывать мысли, а эмоционально сближайтесь с ним. Поощряйте детскую инициативу. Чётко следуйте избранной Вами «роли» в игре и не возвращайтесь с неё на свою реальную позицию взрослого.

Заметное место в таких играх должны занимать различные двигательные задания, связанные с грамотным применением, например элементов бега, прыжков. При этом родителям целесообразно сосредоточить своё внимание на соблюдении правил техники безопасности.

● Подскажите ребенку  новые игровые действия с его старыми игрушками, поиграйте с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой. Не торопитесь выбрасывать сломанные игрушки, почините их вместе с ребенком и этот ремонт обыграйте. Сделайте своими руками игрушки.

● Научитесь играть в шашки и шахматы, особенно папы и дедушки, и вы можете организовывать интересный и полезный досуг со своими старшими детьми.

● Вспомните старинные игры и  забавы: такие как «Гляделки», «Замри», «Зеркало», «Чехарда», «Пятнашки» и др. Играя в эти игры, Вы и Ваши дети  получают огромный физиологический и психологический заряд энергии.

● Не секрет, что значительную часть времени мамы  проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком, предложите ему поиграть в слова – половинки, придумать истории, поупражняться в произношении скороговорок и т.п.

● Позволяйте дома играть ребенку с водой в ванной (обязательно под родительским контролем!), эти игры расслабляют и успокаивают агрессивных детей, развивают ум.

● Прививайте детям любовь к игровым развлечениям – шарадам, головоломкам, ребусам, кроссвордам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку.

● Настольные игры весело и красочно разнообразят досуг каждой семьи. Попробуйте сделать их своими руками, это поможет Вам сблизиться с детьми и создать особый стиль игры.

● Делайте с ребенком поделки. Поделки – хороший способ развлечь ребенка и дать ему возможность проявить свои творческие способности. Многие родители утверждают, что это занятие нравится детям.

● Дети очень любят учиться чему-то новому, экспериментировать и проводить опыты с новыми вещами. Несомненно, такие занятия очень полезны для детского развития в любом возрасте!

При организации игровой деятельности детей дома необходимо:

1. Приучать детей хранить игровые предметы аккуратно в специально отведенном месте.

2. Поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценкой, баллами, призами и т.д.

3. Не создавать обилие игрушек в игровом уголке, лучше иметь разнообразные по виду игрушки (лото, шашки, мозаики и др.).

4. Использовать бытовые ситуации, как сюжет для игры (стирка, уборка и др.).

 

Список литературы

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2.  Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.

3.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.

4.  Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.

%