Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "О детях-невидимках"

 

Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

06.09.2023

 

«…он приложил руку к лицу и сейчас же отнял ее. Посреди лица зияла пустая впадина. - Держите, - сказал он и, шагнув к миссис Холл, подал ей что-то. Не сводя глаз с его преобразившегося лица, миссис Холл машинально взяла протянутую ей вещь. Затем, рассмотрев, что это, она громко вскрикнула, уронила ее на пол и попятилась. По полу покатился нос - нос незнакомца, розовый, лоснящийся.

Затем он снял очки, и все вытаращили глаза от удивления…

То, что предстало взорам присутствующих, превзошло все ожидания… Ждали ран, уродства, видимого глазом ужаса, а тут — ничего… на пороге гостиной, выкрикивая бессвязные объяснения, стояла фигура, похожая на человека вплоть до воротника пальто, а выше не было ничего. Решительно ничего!» Так Герберт Уэллс описывал Гриффина - главного героя своего романа «Человек-невидимка».

Не смотря на то, что своего героя великий английский фантаст выдумал, каждому из нас в своей жизни приходилось встречаться с людьми, а чаще всего с детьми-невидимками. Так психологи называют стеснительных людей. Окружающие и сами родители вначале не нарадуются на такого малыша – говорит тихо, выполняет все указания старших, без сопротивления уступает свои вещи. Вы не услышите от него громких истерик, не увидите шумных игр, а тем более – драк. Просто чудо, а не ребенок!

Но со временем это замечательное вначале качество, оборачивается серьезными проблемами. Ребенок проявляет болезненную привязанность к родителям, не отпускает их ни на шаг, боится оставаться один. Заикается или вовсе теряет дар речи, когда необходимо ответить на вопрос или продекламировать стихотворение на утреннике. Сильная застенчивость влияет на такие когнитивные процессы как внимание, память, мышление. Охваченный глубокими переживаниями ребенок престает соображать, отвечает невпопад, краснеет, закрывает лицо руками, старается спрятаться от внимания окружающих. Пережив такую бурю эмоций, ребенок в будущем постарается сделать так, чтобы на него меньше обращали внимания, будет отсиживаться в сторонке, не вступать в обсуждения, не высказывать своего мнения. От такого поведения страдает общение ребенка со сверстниками, дети не берут его в свои игры, обижают, а в школе одноклассники считают подхалимом, т.к. стеснительный ребенок редко высказывает свое мнение и всегда соглашается с взрослыми.

Проблема стеснительных людей впервые была описана знаменитым американским психологом Филипом Зимбардо во второй половине ХХ века. Он в своей лаборатории - «Клинике для стеснительных» - при Стэндфордском университете (США, штат Калифорния) исследовал свыше пяти тысяч застенчивых людей -  учеников школ и колледжей, студентов университетов, моряков и бизнесменов, больных и здоровых в Америке, Азии, Европе, - а так же их учителей, родителей, друзей и коллег, врачей и начальников с целью выявить связь застенчивости с другими психическими характеристиками личности. На основе своих исследований Ф. Зимбардо написал книгу «Как побороть застенчивость?». Которая и по сей день не потеряла актуальность. Он выяснил, что робость в отношениях является (или являлась ранее) проблемой для 60% людей. Причем чаще всего такие люди встречаются в тех культурах, где это качество поощряется, например, в Японии или Тайване. А вот в США 7% жителей утверждают, что никогда в жизни не испытывали застенчивости.

    Откуда же берется страх перед общением, робость и застенчивость?

    К причинам стеснительности современные психологи относят, в первую очередь – наследственность.  Если у родителей «тонкая душевная организация», если ребенок видит, что в семье стараются избегать излишнего общения, редко бывают на людях, то аналогичные паттерны поведения проявляются и  у ребенка.

Во-вторых, боязнь проявлять себя, проявляется у излишне авторитарных и требовательных родителей, которые постоянно делают замечание своему отпрыску, высмеивают его активность. Часто необдуманные высказывания, вскользь брошенные слова о незавидной внешности или отсутствии способностей сына или дочери, приводят к тому, что ребенок замыкается в себе, стесняется показать себя на людях, тем более выступать перед аудиторией.

Повышенная застенчивость наблюдается у детей тревожных родителей. Такие мамы и папы придают огромное внимание мелочам, беспокоятся по незначительным поводам, в результате чего у ребенка складывается ощущение, что он постоянно нарушает какие-то правила и нормы. А это в свою очередь вызывает страх и желание спрятаться, оказаться невидимым для посторонних глаз.

На появление стеснительности у ребенка может повлиять агрессивный детский коллектив. Если в группе присутствуют дети, которые часто применяют силу, добиваются своего громкими криками и жалобами, то обладающий слабой нервной системой малыш, может начать бояться любых контактов как с детьми, так и со взрослыми. В результате стеснительный ребенок отходит на второй план, как бы «теряется» в детском коллективе, становится эдаким неведимкой.

Только не думайте, что застенчивому ребенку приятнее находиться в одиночестве. Нет, он, как и все дети, любит веселые игры и задушевное общение. Для того, чтобы помочь своему малышу, родители должны чаще хвалить своего сына или дочку, гордиться даже маленькими достижениями своего отпрыска, говорить ему о своей любви, не ругать за промахи. Не бояться рассказывать своему малышу о смешных случаях из своего детства, чтобы показать, что промахи и недостатки бывают у любого человека. Часто спрашивать мнение ребенка по различным вопросам, обсуждать с ним поведение героев детских сказок и мультфильмов. Постарайтесь увеличить круг его общения, поощряйте его игры с другими детьми. И тогда ваш сын или дочь из невидимки превратиться в открытого и общительного ребенка.

 

 

- Зимбардо, Ф. Как побороть застенчивость? / Ф. Зимбардо . – М.: Альпина Паблишер. – 2018. – 390 с.

 

- Уэллс, Г. Человек-неведимка / Г. Уэллс . – М.: Эксмо. – 2021. – 112 с.

%