Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Зачем дошкольнику сказка"

 

Хачатрян Ани Юриковна,
преподаватель кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

05.09.2023

 

Сказки позволяют ребенку избежать скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональное потрясение. В сказке есть четкое разграничение на добро и зло. Один персонаж добрый, другой — злой, однако последний обязательно будет побежден. Такой сюжет упорядочивает сложные чувства ребенка, а счастливый конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то достойное.

Сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, вызвать его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности от того, чем занимается.

Богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка, сказочные произведения влияют на интеллект и способствуют корректировке поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. К тому же, сказка учит дошкольника рассуждать, оценивать поступки героев, хорошо тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для того, чтобы познакомить детей с культурным достоянием народа.

Почти все сказки, олицетворяют радость сотрудничества, которая выступает не как повинность, а как праздник. Не менее важное значение в сказке имеет доброта, как жалость к слабому, которая побеждает над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей. Воплощение таких ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения.

Как отметил К. Чуковский, целью сказочника является, в первую очередь, стремление воспитать у ребенка человечность, как удивительную способность сопереживать, проникаться чужим несчастьем, искренне радоваться успехам. В действиях и поступках сказочных героев трудолюбие противостоит — лени, добро — злу, храбрость — трусости. Симпатии детей всегда на стороне тех, кому свойственны отзывчивость и смелость. Дети радуются, когда побеждает добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает такая желанная счастливая развязка.

Сказки, «погружая» детей в круг необычных событий, происходящих с их героями, кроют в себе глубокие нравственные идеи. Они учат трудолюбию, позитивному отношению к людям, бережному отношению к окружающей среде и являются примером высоких чувств и стремлений.

Известным отечественным детским психологом Л. Обуховой проанализировано развитие восприятия сказки в дошкольном и младшем школьном возрасте. Исследовательницей обнаружено, что сказка для ребенка является не просто фантазией, а особой реальностью, которая помогает понять мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий. Сказка для ребенка это не только литературное произведение, не просто игра, а средство материализации волнующих ее отношений и обстоятельств, правил поведения, категорий добра и зла. Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком не раскрывает в полной мере настоящей их нравственной сущности. Очевидно, что с этим ребенок не может справиться без посторонней помощи. В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может изменить ребенка и его жизни.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три природные психологические потребности ребенка:

— в независимости. Обычно в сказке герой действует самостоятельно, полагаясь преимущественно на свои силы;

— в силе, всемогуществе. Герой оказывается способным преодолеть невероятные препятствия, проявляет лидерские качества, преуспевает;

— в активности. Герой всегда выполняет определенные действия и совершает поступки.

Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент ее личностного развития.

Источники:

1.  Зинченко Г.П., Булах И.С. Значимость сказки в психологическом развитии дошкольников // European journal of education and applied psychology. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-skazki-v-psihologicheskom-razvitii-doshkolnikov (дата обращения: 04.09.2023).

2.  Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки: Учебное пособие/Е.М. Неелов.– Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. университета, 1989.– 88 с.

3.  Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология/Л.Ф. Обухова.– М.: Российское педагогическое агентство, 2002. – 374 с.

%