Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Сила воли в дошкольном возрасте: важность её развития"

 

Фисенко Мария Дмитриевна,
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

04.09.2023

 

Дошкольный возраст и воля кажутся несовместимыми. Однако фундамент, на основе которого формируется волевая сфера личности, закладывается в детстве. Внимательные взрослые замечают, как с каждым годом все явственнее проявляются волевые качества дошкольников. Разумеется, в различной степени у каждого отдельного ребенка. Тем не менее, ко времени поступления в школу целенаправленная регуляция действий на определенном уровне присуща каждому дошкольнику.

В раннем детстве поведение отличается импульсивностью и ситуативностью. Эти характеристики остаются ярко выраженными и в дошкольный период, но у ребенка постепенно формируются ресурсы, которые в дальнейшем помогут ему управлять своими действиями.

Без проявления воли невозможны действия, направленные на достижение отдаленного результата, которые сами по себе не увлекательны для ребенка. Если в семье с раннего детства не приучать детей выполнять несложные задания, не сдерживать некоторые неразумные желания, то в дальнейшем трудно будет приучать их к систематическому труду и учебе.

В трехлетнем возрасте волевые ростки уже уверенно пробиваются со словами «Я сам!». Когда ребенок настойчиво требует самостоятельности, чтобы налить суп половником в свою тарелку, это вовсе не каприз. Малыш осознает цель, понимает способ ее достижения и желает самостоятельно эту цель достигнуть. Простейший волевой акт с точки зрения психологии, но такой важный и непростой в исполнении для ребенка.

С каждым годом дошкольник продвигается в волевом развитии, направляя усилия на достижение разнообразных целей. Цепочки действий, благодаря которым выполняются представшие задачи, становятся более длинными.

Старшие дошкольники ставят перед собой цели, важные не только им самим, но и окружающим. В 6-7 лет многие дети готовы помыть посуду, чтобы порадовать маму; сделать поделку ко дню рождения бабушки и пр. Это уже не одноактные действия, а поступки, требующие волевой регуляции действий. Волевое развитие и нравственное воспитание дошкольников тесно переплетаются.

Любая деятельность состоит из нескольких обязательных звеньев. В повседневной жизни никто об этом не задумывается, хотя даже самое краткосрочное действо включает все звенья. Если разложить на составляющие, то структура волевого действия в дошкольном детстве выглядит следующим образом:

•   появление и удержание цели;

•   планирование, как ее достигнуть;

•   поиск средств достижения;

•   выполнение собственно действий;

•   проверка результата.

Практически каждый шаг в этой цепочке осуществляется с привлечением волевых усилий. Причем, трудности для юной личности могут возникнуть на любом из этапов. К примеру, ребенок заявил, что он будет строить гараж для своих машин. Выставил в ряд несколько кубиков, и вдруг в ворохе игрушек обнаружил затерявшийся самолет. Схватив самолет, дошкольник уже планирует по комнате, напрочь отбросив недавнюю цель. Если, «налетавшись», ребенок возвращается к своим кубикам и продолжает строить гараж (правда уже не для машин, а для самолета), то ему удалось удержать цель.

В младшем дошкольном возрасте дети чаще теряют цель, нежели удерживают ее. Чтобы целеполагание обретало большую устойчивость, взрослые должны напоминать ребенку, возвращать его к первоначальному замыслу («Ты хотел еще нарисовать солнышко…», «Ты собиралась всех кукол уложить спать, а пока спит только одна…»). Дети 3–4 лет нуждаются в таких подсказках.

В 5–6 лет с выполнением волевых действий иная проблема. Дети уже значительно лучше удерживают цель, но скомкивают непосредственное выполнение. Как правило, они ответственно выполняют часть запланированного, затем наступает потеря интереса, и завершают лишь бы как.

Иное отношение демонстрируют дошкольники 6–7 лет. Поскольку они уже осведомлены в социальных и нравственных нормах, отличают желательное поведение от нежелательного, то стараются продолжать работу, столкнувшись с препятствиями и неудачами.

Немало и таких детей, которых по-настоящему стимулирует преодоление трудностей. Они проявляют настойчивость и упорство, чтобы прийти к тому результату, который им представлялся в виде желанной цели. Например, взявшись за изготовление новогодней игрушки, некоторые дети выдерживают несколько неудачных попыток и продолжают работу. Желание видеть на новогодней елочке игрушку, сделанную своими руками, настолько сильно, что удерживает внимание и задор ребенка.

Поддержка взрослого важна как на этапе удержания цели, так и для помощи в осуществлении контроля. Дошкольникам сложно осуществлять самоконтроль и сверять результат с задуманным. А результат – именно то, что привлекает дошкольника. Взрослый может подсказать, указать на ошибку и, главное, похвалить, если не саму работу, то старания ребенка.

 

Более подробную информацию можно изучить в источниках:

https://alldoshkol.ru/vospitanie/voleviye-kachestva-doshkolnikov

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-voli-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-sovremennoy-molodoy-semie

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/05/razvitie-volevykh-kachestv-doshkolnikov-v-detskom-sadu

%