Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Развитие эмпатии у дошкольников"

 

Фисенко Мария Дмитриевна,
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

29.04.2023

 

Возможность испытывать эмоции — одно из важнейших умений нашей психики. Начнем с того, что на определенном этапе развития наши эмоции помогают нам выжить. Именно способность выражать собственные эмоции, а также понимать чужие, является нашей основной стратегией выживания в младенческом возрасте. Ведь только с помощью эмоций, выражая недовольство или удовлетворенность, младенец может сигнализировать матери о своих потребностях.

В психологии существует такое понятие, как эмоционально-волевая сфера личности. Помимо всего прочего, она включает в себя нашу способность переживать и осознавать эмоции и чувства, понимать эмоции и чувства окружающих, а также взаимодействовать с другими людьми не только на бытовом, но и на эмоциональном уровне. Чем младше ребенок, тем труднее ему регулировать свои эмоции. И происходит это совсем не потому, что ребенок "вредный" или делает что-то "назло". Причина — в еще не сформировавшейся способности справляться со своими эмоциями, и до определенного возраста это считается абсолютно нормальным. Именно поэтому на ситуации неудовлетворенности дети часто реагируют так эмоционально. Волевые качества, выполняющие функцию регуляции эмоций, в полной мере проявятся только в подростковом возрасте (с 16–18 лет). А до этого времени умение сдерживать неуместные эмоции, навык самодисциплины и выдержка еще только зреют.

Способность ребенка распознавать эмоциональные реакции окружающих тоже развивается постепенно и со временем трансформируется в более сложную. К ребенку приходит умение чувствовать эмоции других почти настолько же сильно, как и свои собственные, сопереживать осознанно. В психологии это называется эмпатией. Эмпатия начинает формироваться у детей в возрасте 6–7 лет и продолжает развиваться всю последующую жизнь.

У каждого из нас свой уровень эмпатии, ведь все мы чувствуем по-разному. Интересно то, что чем больше мы способны понимать свои собственные чувства, тем легче нам понимать чувства других. Наверное, потому оба эти умения развиваются практически одновременно. То, до какого уровня мы дорастаем эмоционально, во многом зависит от нас самих. Но не менее важным является и то, как воспитывали нас в детстве.

Поэтому так же, как мы учим детей буквам и цифрам, необходимо обучать их осознавать чувства, свои и чужие. Когда ребенок реагирует эмоционально, хорошо будет обозначить и проговорить его эмоцию вслух. Например, если ребенок жалуется, что кто-то отнял его игрушку, задача родителя — не бросаться на амбразуру и срочно восстанавливать справедливость, а спокойно определить текущую эмоцию ребенка и объяснить ее доступным языком: "Сейчас ты обижен и злишься потому, что мальчик забрал твою машинку". Так ребенок будет чувствовать, что его видят, слышат и что его чувства важны. Таким образом, не происходит обесценивание детских переживаний, ребенок ощущает себя в безопасности, ведь взрослый объяснил ему, что с ним происходит, и все оказалось так просто.

Важно позволить ему чувствовать то, что он чувствует. Это значит не подавлять его эмоции (сразу вспоминаются все эти классические фразочки вроде: "мальчики не плачут", "ну что ты как маленькая" и прочее). Дать малышу понять, что с какими бы эмоциями он к вам ни пришел, он всегда будет принят и найдет в вас поддержку.

Не требовать от ребенка зрелого поведения. Не ожидать, что он "сам все поймет". Сам не поймет. Нужно показать, желательно на своем примере. А потом еще и проговорить это вслух. Дети учатся у нас, важно помнить об этом.

И, конечно, полезно помнить о том, что наши эмоции не делают нас "хорошими" или "плохими" людьми, но всего лишь чувствующими. Как только мы поймем, что имеем право переживать разные эмоции в разное время, нам станет легче донести это и до наших детей.

Способность к состраданию и сопереживанию столь же важна, сколь и умение разобраться в собственных чувствах. В раннем детстве (до 3 лет) ребенок практически неспособен сопереживать. И если у вас болит голова, а ребенок продолжает весело горланить, несмотря на все ваши просьбы о тишине, знайте: он не со зла. Просто ему еще недоступно понимание чужих переживаний. Способность к эмпатии начинает формироваться в дошкольном возрасте, и ее можно и нужно развивать.

Вспомним предыдущий пример с объяснением ребенку его эмоций. Здесь похожий механизм, только теперь мы обращаем внимание ребенка не на его переживания, а на эмоции других людей. Видим ситуацию с эмоционально реагирующим человеком — и сразу обсуждаем ее с ребенком: "Эта девочка упала, ей обидно и больно, поэтому она плачет". Поскольку до определенного возраста дети воспринимают информацию буквально, имея перед глазами живой пример конкретной эмоции, ребенку намного проще понять ее суть.

Еще одной немаловажной составляющей эмоционально-волевой сферы является способность к эффективному взаимодействию. Чтобы помочь ребенку научиться выстраивать такое взаимодействие, в зависимости от ситуации можно предлагать ему возможные варианты поведения: "Можем ли мы как-то помочь этой девочке? Мы можем подойти и утешить ее или поиграть вместе с ней". Если малыш не проявляет заинтересованности, не стоит его заставлять. Но время от времени стоит устраивать такие небольшие "провокации" для того, чтобы ребенок интуитивно понимал, что так тоже можно, и это не страшно.

 

Более подробную информацию можно изучить в источниках:

 

•   https://www.b17.ru/article/146346/

•   https://kssovushka.ru/zhurnal/19/2118-empatiya-i-ee-formirovanie-u-detei-doshkolnogo-vozrasta/

•   https://studfile.net/preview/6020762/page:4/

%