Фисенко Мария Дмитриевна,
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
28.04.2023
Согласно основной гипотезе, зеркальные нейроны сформировались у живых организмов в ходе эволюции для того, чтобы ускорить процесс адаптации новорожденного, чтобы тот мог оценить проявления окружающей среды, улавливая отношение к ним более «опытных» сородичей.
Наибольшую ценность и важность имеет эмпатия в общении: она является одной из основных составляющих эмоционального интеллекта и составляет некое ядро коммуникации, от которого зависит способность человека к построению, поддержанию и развитию межличностных отношений, поэтому развитая эмпатия необходима каждому человеку, живущему в социуме.
Однако для некоторых людей уровень развития эмпатии играет особую роль, что, прежде всего, обусловлено спецификой профессиональной деятельности. Она является неотъемлемым условием психотерапевтической деятельности, поскольку только эмпатическое понимание способствует установлению доверительного контакта терапевта с клиентом и гарантирует эффективность лечения. Также развитые эмпатические способности остро необходимы учителям, преподавателям и медицинским работникам, сотрудникам полиции, МЧС и т.д.
Но если в одних случаях развитая эмпатия является необходимым условием для осуществления профессиональной деятельности, в других она представляет собой лишь один из факторов успешности ее осуществления, – это касается всех других профессий, которые в той или иной степени предполагают взаимодействие с людьми: работники в сфере продаж и обслуживания, управленцы и т.д.
Виды эмпатии в психологии:
Когнитивная эмпатия — это умение не просто сопереживать, но и анализировать поступки, сопоставлять их с действиями объекта. При такой форме ощущения основаны на собственных переживаниях в прошлом и полученном опыте. Человек считывает эмоции, опираясь на мимику, жесты, выражение глаз, интонацию. Когнитивная эмпатия способствует личному общению и построению деловых отношений через понимание личности собеседника.
Эмоциональная эмпатия — это глубокое погружение в личность собеседника с полной или частичной потерей самообладания. Эмоционально эмпатичные люди имеют особое строение нервной системы, они способны проецировать боль и радость окружающих на себя, ощущая их так же остро, как и те, кто их источает. Это качество чревато стрессами, нервными срывами и эмоциональной нестабильностью. Такой человек способен потерять покой на длительное время от любой плохой новости в мире.
Предикативная эмпатия — это умение предугадывать чужую реакцию. Человек способен предвидеть, как поведёт себя собеседник в той или иной ситуации. Он не только понимает, что происходит с окружающими, он делает это осознанно, понимая мотивы их поведения. Поэтому старается вести себя тактично, не нарушая чужое личное пространство и психологический комфорт. У одного человека могут быть разные виды эмпатии одновременно. Бывает и наоборот – индивидуум совершенно не понимает настроение других, со всеми вытекающими последствиями.
Чтобы узнать, насколько человек способен к сопереживанию, используют тесты. Такая диагностика уровня эмпатии помогает лучше понять личность. Особенно чувствительным людям самим нужна помощь и диагностика в этом случае является полезным инструментом. Уровни эмпатического взаимодействия вычисляются с помощью перечня вопросов, на которые отвечает тестируемый. Чаще всего используют метод И.Юсупова или А.Меграбяна.
Низкий уровень эмпатии
Люди с недостаточно развитыми эмпатическими способностями испытывают трудности в установлении, поддержании и развитии отношений с окружающими. Они не понимают ни собственных чувств, ни эмоций других людей, и не могут соотнести их с поступками и мыслями. В большинстве случаев такие люди не способны найти взаимопонимание с окружающими людьми в принципе, однако это может выражаться в двух крайностях: либо человек ведет себя «закрыто» и отстраненно, либо агрессивно. Такие люди индивидуалисты, они хорошо работают самостоятельно, у них преобладает рациональность в мышлении и т.д.
Средний уровень эмпатии
Человек, обладающий средним (или нормальным) уровнем развития эмпатических способностей, хорошо контролирует, проявляет и понимает собственные эмоции, а также старается вести себя так, чтобы другим не было плохо от его слов и действий. Однако обычно такой человек судит людей по их словам и поступкам, не ориентируясь на их чувства и эмоции. Построение взаимоотношений для него не является серьезной проблемой, тем не менее «глубина» в этих отношениях, как правило, не присутствует.
Высокий уровень эмпатии
Человек, обладающий высоким уровнем эмпатических способностей, может уловить даже мелкие сигналы, говорящие об эмоциональном состоянии других людей. Он способен понять практически любого человека и найти к нему индивидуальный подход. Такие люди не осуждают других, отличаются здоровым альтруизмом и доброжелательностью. Как правило, они становятся хорошими психологами, врачами, учителями или выбирают другую профессию, связанную с помощью людям.
Однако низкий уровень развития эмпатических способностей всегда говорит о необходимости повысить его, чтобы научиться правильно взаимодействовать с другими людьми, а средний указывает на то, что вы обладаете достаточной эмпатией, но вы можете повысить ее, если на то есть желание или необходимость.
Подводя итоги, можно сказать, что эмпатия в общении с другими людьми играет одну из главных ролей. Высоко развитая эмпатия дает человеку способность коммуницировать с другими людьми, позволяет в полной мере установить взаимопонимание и обеспечить необходимую помощь и поддержку окружающим.
Более подробную информацию можно изучить в источниках:
• https://psylib.org/empatija/
• https://4brain.ru/blog/empatija-prostymi-slovami-chto-eto-takoe-i-dlja-chego-eto-voobsche-nuzhno/
• https://www.b17.ru/article/empathy_basic_views/
|