Хрипунова Светлана Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
27.04.2023
Часть 1
Поступление в школу – это очень волнующий процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?
Раньше готовность домашнего ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.
Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:
• психологическую готовность,
• интеллектуальную готовность,
• социальную готовность,
• физическую готовность.
В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка морально, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.
Что нужно уметь к первому классу
Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:
• Умение самостоятельно обслуживать себя. Ребенок должен уметь раздеваться, одеваться, держать свои личные вещи в порядке. Очень важна личная гигиена, т.е. ребенок должен быть приучен к утренней и вечерней чистке зубов, в течение дня он должен следить за своей опрятностью, т.е. поправлять одежду и волосы при необходимости.
• Ребенок должен свободно рассказывать о себе, чем он увлекается, а также рассказывать о членах своей семьи.
• Умение дружелюбно вести себя с другими детьми, при этом он должен понимать, что правила поведения со сверстниками и со взрослыми отличаются. Он должен знать, как именно обращаться к учителям, как здороваться и прощаться. Обязательно знание элементарных правил этикета, т.е. ребенок должен говорить «спасибо» и «пожалуйста».
• Умение различать гласные и согласные звуки, писать печатные буквы, а также читать простой текст.
• Он должен быть знаком с русскими народными сказками, знать имена великих русских поэтов и писателей.
• Умение различать утро, обед и вечер, а также знать названия месяцев, дней недели, времен года.
• Умение пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлять рассказ по картинке.
• Элементарные знания об основных геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник и т.д.
• Достаточная усидчивость, чтобы ребенок мог высидеть 30-40 минут, при этом внимательно слушая учителя.
• Знание цветов и оттенков.
• Знать цифры от 1 до 10. Называть числа в прямом и обратном порядке.
• Умение различать одушевленные и неодушевленные предметы.
• Умение сравнивать предметы по величине.
• Умение находить лишнее (масло, сыр, колбаса, пластилин – что лишнее?).
• Ребенок должен соотносить предметы по определенным обобщающим категориям. К примеру, чашка, кружка, вилка – это посуда и т.д.
• Знать части человеческого тела и уметь их нарисовать.
• Ребенок должен вести себя со сверстниками на равных, отстаивая свою точку зрения. При этом он не должен вести себя агрессивно по отношению к ним.
• Он должен адекватно реагировать на то, что с ним кто-то не согласен.
• Быть достаточно физически подготовленным для обучения в школе.
Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.
|