Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Воспитание дошкольника: просто о сложном"

 

Малявина Светлана Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

26.04.2023

 

В дошкольном периоде закладываются основы многих важнейших способностей и качеств человека. Это и стремление к познанию окружающего мира (основы будущей обучаемости), и навыки общения со сверстниками, и самооценка, и творческое мышление. Именно поэтому дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии ребенка.

Принято считать, что этот период продолжается от 3-х до 6-7 лет, то есть до поступления в школу. Иногда его условно делят на две стадии – младший дошкольник (3-5 лет) и старший дошкольник (5-7 лет). Но некоторые специалисты выделяют и средний дошкольный возраст (4-5 лет). В чем же конкретно состоит значимость этих 3-4 лет жизни человека?

3-6-летние дети живут, играя, это их естественный способ изучения мира и себя в нем. Они инициативны и предприимчивы. Поэтому понятно, почему детей привлекают все цифровые средства, в которых можно играть.

Роль родителей заключается в том, чтобы быть в курсе, осознанно выбирать и направлять детей. Они должны занимать доминирующую позицию, но партнерскую позицию. Для этого необходимо быть рядом / вместе со своим ребенком. При этом важно не количество проведенного вместе времени, а его качество. Если вы будете сидеть в одной комнате, но заниматься своими делами, смотреть в телефон или компьютер, это будет равнозначно вашему отсутствию. И ребенок будет все больше и больше требовать вашего внимания. Однако если вы весело поиграете с ним, поговорите хотя бы 15 минут, но именно о его делах, о том, что его волнует, этого может оказаться достаточно, чтобы малыш был счастлив и спокоен весь оставшийся вечер.

Рекомендации родителю по психологическому сопровождению развития ребенка-дошкольника.

•   Будьте примером для своего ребенка, делайте одно дело за раз. Вместо метаний сосредоточьтесь, замечайте детали, ощущайте радость от деятельности. Живите здесь и сейчас! Когда вы убираете, то убирайте, если смотрите на облака, то замечайте в них все – размер, форму и т.д. Рассказывайте ребенку, что вы чувствуете, напоминайте ему, чтобы он делал одно дело за раз.

•   Для развития мелкой моторики ребенка предлагайте и направляйте своего ребенка чувствовать и познавать мир. Разрешайте грудничкам, младенцам и дошкольникам безопасно открывать мир – ребенок должен иметь возможность смотреть, щупать, пробовать, нюхать и слушать все, что его интересует вокруг. Пусть пробует, пытается и ошибается!

•   Если вы хотите, чтобы ребенок умел считаться с другими, считайтесь с ребенком, а чтобы научить его вежливости, демонстрируйте вежливость и внимание по отношению к другим людям. Сами также просите прощения у ребенка, если вы хотите, чтобы он научился извиняться перед другими. Те же навыки понадобятся вашему ребенку в дальнейшем в общении в цифровом мире!

•   Научите ребенка понимать свои чувства и чувства чужих, подарите ему эмоциональный словарный запас – отражайте эмоции ребенка («Ты сейчас рассердился, потому что я не дал тебе поиграть с моим телефоном») и объясняйте эмоции других («Мария расстроилась, что ты не дала ей свою куклу»).

•   Рассказывайте и ребенку о своих чувствах – говорите искренне, если вы сердиты, грустны, утомились или радуетесь, а также чего вы ждете (например, хотите побыть немного в одиночестве). Так ребенок все больше научится понимать эмоции других и вести себя соответствующим образом, а также в дальнейшем узнавать эти эмоции у себя.

•   Будьте сами хорошей поведенческой моделью. Например, если вы злитесь или разочарованы, отступите немного от ситуации, чтобы успокоиться. Добавьте и вербальную сторону, т.е. скажите: «Я чувствую, что сейчас я рассержусь и должна пойти на кухню, чтобы успокоиться. Выпью там стакан воды, потом вернусь и поговорим.» Так ребенок научится брать время в напряженных ситуациях, говорить о своих чувствах (вступая с ними в контакт) и успокаивать себя (с твоей помощью).

•   Научите ребенка приемам, как справиться с сильными чувствами, например, глубокому дыханию. Для этого нужно глубоко вдохнуть через нос (чтобы выпятился живот), считая в уме секунды: «Один, два, три.» Перед тем, как выдохнуть, задержите воздух, считая в уме до трех.

•   Наслаждаетесь общением с ребенком. В хорошем смысле используйте то, что в игровом возрасте ребенок любит любые средства, потому что они открывают возможности для бесед.  Диалог со своими детьми это прекрасная возможность узнать, чем интересует ваш ребенок, что для него важно, чего он боится, по чему тоскует, что на самом деле происходит в его жизни и пр. Вы можете удивиться тому, куда заведут вас ваши беседы.

Личная близость родителей и детей станет основным фундаментом в личностном развитии детей, защитит их от сложностей огромного мира, позволит приобрести уверенность, что в мире есть гарант безопасности и спокойствия – это мир семьи.  

 

Источники:

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/vospitanie-doshkolnikov/

https://tarkvanem.ee/ru/cifrovoj-mir/rebenok-3-6-let/

%