Хачатрян Ани Юриковна,
преподаватель кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
24.04.2023
Современная, технически развитая жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»).
Как определить зависимость от гаджетов у детей и подростков?
Гаджет-зависимость можно определить, проведя маленький тест. Предлагаем честно и откровенно ответить утвердительно («да») или отрицательно («нет») на следующие заявления:
- Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств.
- Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать.
- Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.
- Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами.
- Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.
- Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
- Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю чувство эйфории.
- Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств.
- Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак).
- Предпочитаю игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.
Количество ответов «Да» свыше 5-6 будет свидетельствовать о тенденции к зависимости или уже о имеющейся зависимости от гаджетов. И данный факт будет тревожным сигналом.
Гаджетозависимость - поведенческая зависимость, связанная с расстройствами контроля за импульсами поведения и настроения, социальными нарушениями. Работать с этим важно в комплексе и с использованием разных подходом психологических.
Всеми исследователями признается необходимость принятия профилактических мер в детском и подростковом возрасте, заключающихся в «цифровой гигиене» использования Интернета, в разумном ограничении проведенного в Интернете (гаджетах) времени и содержания контента, а также в улучшении функционирования семьи и информированности детей и родителей о разумном использовании Интернета и рисках возникновения интернет-зависимости. Важная роль в профилактике возникновения цифровой зависимости отводится семье и школе.
Психотерапевтическая помощь при цифровой зависимости нацелена на собственно поведенческую зависимость, нарушения поведения, социальную дезадаптацию и невротические нарушения, и наиболее актуальными в данном случае является когнитивно-поведенческая и семейная психотерапия.
Источники:
1. Электронный ресурс: https://16.rospotrebnadzor.ru/test/-/asset_publisher/kh6W/content/
2. Электронный ресурс: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Cifrovaya_zavisimosty_udetey_ipodrostkov_Sovremennye_strategii_diagnostiki_ilecheniya/#ixzz7zbcEczcT
|