Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Гаджетозависимость детей дошкольного возраста"

 

Хачатрян Ани Юриковна,
преподаватель кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

22.04.2023

 

В наше врямя обыденностью стала гаджетозависимость, в том числе достаточо маленьких детей. Выделяют следующие признаки зависимости от гаджетов у детей дошкольного возраста:

- ребенок плохо засыпает, чувствует усталость и ничего не хочет делать;

- резкие перемены настроения;

- если родители не дают телефон, ребёнок устраивает сильную истерику, долго не успокаивается и требует желаемый объект;

- как только дошкольник просыпается, сразу просит включить ему мультик или игру на гаджете;

- нежелание прерывать взаимодействие с устройством;

- просьба дать телефон или планшет без необходимости;

- слабая концентрация внимания;

- узкий кругозор и отсутствие заинтересованности в играх со сверстниками, книжках, рисовании и другой характерной для детского возраста деятельности [1].

При сильно сформированной зависимости от гаджета ребёнок раннего возраста уже способен воспринимать родителя, как объект, который является препятствием к желаемому предмету. Конечно, такая ситуация наблюдается в тех семьях, где телефон или планшет очень часто заменяют прогулки, чтение книг, совместные игры с ребенком, а также простое общение в течение дня.

Родители начинают бороться с проблемой, когда она достигает своего пика и поведение ребёнка становится для них неприемлемым. У взрослых нет возможности полностью исключить гаджеты из жизни детей. Поэтому, профилактикой к предотвращению гаджетозависимости дошкольников могут служить следующие рекомендации:

Родителям нужно помнить, что детская психика только начинает формироваться, она не способна выдерживать тот объём информации, который доступен взрослому человеку. В дошкольном времяпровождении для ребят важно реальное общение и реальные игры, соответствующие и доступные их возрасту. Ни один папа и ни одна мама не позволят переходить ребёнку дорогу на красный свет, таким же «красным цветом» должен стать и гаджет в семье до определенного возрастного порога.

Можно давать детям смотреть мультики или сыграть в безобидную игру, но установив определённый регламент. В таких случаях может подойти таймер. С ребёнком можно заключить договор: «Как только телефон прозвенит, ты отдаёшь его мне и на сегодня просмотр мультика или игра закончены». Подобные рамки подготовят дошкольника к ограничению и помогут снизить проявление нежелательного поведения, а может и избежать полностью.

Домочадцам обязательно нужно следить за собой. Если мама или папа очень много времени проводят в гаджетах, смотрят телевизор, значит ограничивать нужно не только ребенка, но и себя. Для дошкольника важны взрослые, которые его окружают, так как с них он берёт пример.

Ребёнка нужно приучать к активному отдыху, привлекать к домашним делам. Девочка или мальчик могут помогать маме сделать уборку или приготовить еду. Конечно, у них это может не получаться и что-то придется переделать, но так у детей будет формироваться интерес к реальной жизни и любовь к труду.

    Некоторые специалисты в области психологии всё же отмечают положительное влияние гаджетов на дошкольника: гаджеты как помощник в развитии, способ занять ребенка в длинных очередях и т.п., но хочется отметить, что чем меньше дошкольник будет пользоваться гаджетами, больше играть и познавать мир в контакте с другими людьми, тем благоприятнее это скажется на его психике.

 

Источники:

1. Разумова В.В., Горшенкова А.О., Широкова Л.К., Сущева С.М., Рыбина Е.А. Причины возникновения зависимости от гаджетов у детей дошкольного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 8 [Электронный ресурс] (дата обращения: 22.04.2023).

2. Осипова А. А. Предпосылки формирования гаджет-зависимости в дошкольном возрасте / А. А. Осипова // Педагогическое призвание : сборник статей II международного научно-методического конкурса : в 3 ч., Петрозаводск, 29 февраля 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 277-281. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42640172 (дата обращения: 22.04.2023).

3. Мухамедова Л.А. Влияние гаджетов на психологическое состояние детей дошкольного возраста (положительные и отрицательные стороны) // Научный журнал. 2021. №5 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-psihologicheskoe-sostoyanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-polozhitelnye-i-otritsatelnye-storony (дата обращения: 22.04.2023).

%