Хрипунова Светлана Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
27.02.2023
ЛИДЕРСТВО - это взаимоотношения между лидерами и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимся к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели.
Лидерство – это взаимодействие.
Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не пассивны.
Составляющие элементы лидерства – влияние, цель, группа, общие цели, изменения, личная ответственность и честность.
Качества, необходимые эффективному лидеру, необходимы и эффективным ведомым. Настоящие ведомые умеют мыслить самостоятельно, выполняя порученным им задания с энергией и энтузиазмом. Они преданы чему-то, выходящему за рамки их личных интересов, и способны постоять за свои убеждения. Они не относятся к людям, которые всегда согласно кивают головой и слепо следуют за лидером. Иногда человек умеет быть и эффективным лидером и эффективным ведомым, умело играя то одну, то другую роль в зависимости от ситуации. В идеальном случае лидерство равномерно распределяется между лидером и группой, и при этом каждый человек стремится повысить уровень своей ответственности.
Руководство к действию: Признайте, что вас окружают возможности стать лидером. Действуйте как лидер: оказывайте влияние на окружающих и проводите изменения, направленные на улучшение будущего.
Новая реальность лидерства
Старая парадигма Новая парадигма
Стабильность Изменения и кризисный менеджмент
Контроль Делегирование властных полномочий
Конкуренция Сотрудничество
Единообразие Разнообразие
Эгоцентризм Более высокие цели
Героизм Скромность
Некогда лидеры, наделенные властью, считали, что они должны диктовать подчиненным, что делать, когда и как и т.д.. Они были убеждены в том, что строгий контроль обеспечивает эффективность и производительность организации.
Опора на контроль и жесткость оказывается менее эффективной, чем мотивация и высокая мораль. Современные лидеры стремятся не сосредоточить в своих руках власть, а наделить ею подчиненных, создавая условия для развития персонала и вовлечения всех сотрудников в решение организационных проблем.
Успех зависит от интеллектуального уровня персонала, и лидеры должны признать простую истину: здания и машины могут находиться в собственности, люди – нет. Одна из важнейших задач, стоящих перед лидерами, - мотивировать рабочих в полной мере реализовывать свой потенциал, создавать атмосферу уважения и условия, благоприятные для профессионального развития сотрудников.
Компромиссы и передача властных полномочий расцениваются сейчас не как признак слабости, а как признак силы. Сегодня важен информационный обмен, а не сокрытие иформации.
Сейчас наблюдается усиление тенденции разрушения границ и укрепления сотрудничества между организациями, так что компании считают себя участниками единой команды, сообща создающими общие ценности.
Стремление к личной выгоде создает среду, в которой расцветают тщеславие и алчность.
Лидеры новой парадигмы отодвигают личные интересы на второй план, придавая первостепенное значение подотчетности, честности и ответственности, которую несут перед сотрудниками, потребителями, организацией и ее долевыми участниками. Такие лидеры не преступают законов этики, даже если это наносит им личный ущерб.
Несмотря на личную скромность, новые лидеры амбициозны в том, что касается работы их организации в целом.
Менеджеры группируют людей по специальностям, по функциям, лидеры же разрушают границы, чтобы сотрудники знали, чем занимаются их коллеги, чтобы координировали свои действия, приучались к работе в командах и осознали сою сопричастность к общим действиям.
Различия между менеджментом и лидерством. Менеджмент можно определить как эффективное достижение корпоративных целей путем планирования, организации, подбора персонала, руководства и контроля за распределением ресурсов.
Лидерство и менеджмент должны дополнять друг друга. Менеджер – это мыслитель, рабочий – исполнитель замыслов, лидер – вдохновляет, рассказывает о перспективах, формирует корпоративную культуру, способствует достижению общих результатов. Настоящий менеджер совмещает в себе все роли.
Менеджер основывается на должностной власти, а лидер – на личном авторитете. Лидер увлекает людей, заряжает их энергией и мотивирует, не прибегая к наказаниям.
Лидерство нельзя свести к ряду приемов и навыков. Оно основывается на личностных качествах. К ним можно отнести энтузиазм, честность, смелость, скромность. Настоящий лидер проявляет сильное желание работать и глубоко внимание к окружающим.
Лидерство невозможно без эмоциональной связи с окружающими.
Руководство к действию: Относитесь к окружающим тепло, с уважением и доверием. Проявляйте к ним искренний интерес. Старайтесь оправдать их ожидания. Избегайте чрезмерного контроля, подбирайте хороших специалистов, передавайте властные полномочия и создавайте команды.
Семь главных причин неудач топ-менеджеров
1. Нечуткость, резкость, устрашение, грубость.
2. Холодность, отчужденность, высокомерие.
3. Недоверчивость
4. Чрезмерный уровень притязаний.
5. Затруднения при выполнении специфических заданий.
6. Чрезмерный контроль, неспособность передать властные полномочия и создать команду.
7. Неспособность подобрать нужных специалистов.
Власть и влияние лидера
Власть – способность человека или подразделения организации воздействовать на других людей или другие подразделения, чтобы достичь желаемых результатов.
Влияние – воздействие на установки, ценности, убеждения и поступки людей. Чем больше А зависит от В, тем большую власть В имеет над А.
Пять оснований власти лидера.
1. Легитимная власть. Источник ее формальная власть.
2. Вознаграждающая власть. Источник – полномочия вознаграждать других людей.
3. Принуждающая власть. Источник – право наказывать или рекомендовать наказание.
4. Экспертная власть. Основана на профессиональных знаниях или навыках, необходимых для выполнения заданий, порученных подчиненным.
5. Референтная власть. Основана на личностных характеристиках лидера, заставляющих подчиненных уважать своего босса и выполнять его распоряжения.
Реакции на применение власти
Подчинение. Выполнение сотрудниками приказов лидера вне зависимости от их отношения к этим приказам.
Сопротивление. Невыполнение инструкций или распоряжений или неподчинение приказам.
Одобрение. Признание концепции лидера и выполнение его инструкций.
Источники власти лидера в организации.
Зависимость между отделами
Контроль над информацией
Центральное положение лидера
Устранение неопределенности
Отличительные характеристики харизматических лидеров
Привлекательность. Общие с подчиненными перспективы и идеализированная концепция будущего.
Доверие последователей. Защита своей позиции и принятие личных рисков вызывают доверие последователей.
Создание атмосферы изменений.
Идеализированные цели в отношении будущего.
Эмоционально сильное, вдохновляющее описание перспективы и четкая формулировка мотивов лидерства.
Используют оригинальные методы, нарушающие привычный порядок.
Поведение оригинальное, противоречащее нормам.
Влияют, нарушают должностную иерархию, личная власть основывается на собственном опыте, а также на уважении и восхищении последователей.
Литература
Богданович В.Н. Истории и метафоры ведущему тренинга. – СПб.: Изд-во «Речь», 2016.
|