МОУ детский сад № 382

   

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Наказывать нельзя помиловать" (часть 3)

 

Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

24.02.2023

 

— Высечь тебя?! — забывшись, вскрикнул пораженный Том. — Как же он смеет сечь тебя за мои ошибки?

— Вы опять забываете, Ваше Величество. Он всегда меня сечет, когда вы провинитесь…

— За что же тебя  наказывать? Что за чепуха? Ровно ничего не понимаю. Кто из нас спятил — ты или я? Говори же, объясни мне, в чем дело?

— Чего проще, Ваше Величество. Дело в том, что никто во всей Англии не смеет поднять руку на священную особу принца Валлийского; поэтому, когда провинится принц, отвечаю за него я; и я нахожу, что это справедливо: это моя обязанность, мой заработок.

Том опешил и с удивлением уставился на мальчика, который стоял перед ним все так же невозмутимо. «Какая нелепость, — рассуждал он про себя. — Ведь выдумают же такое дикое ремесло!».

    В этом отрывке из книги Марка Твена «Принц и нищий» ребенок из беднейшего квартала Лондона Том Кенти, внезапно ставший королем Англии, разговаривает со своим слугой Гумфри Марло. Из этой беседы Том узнает об удивительной профессии, существующей в то время, - «мальчик для битья».

Современному родителю гораздо сложнее, чем средневековому монарху. Сдерживать агрессию сына или дочери надо? Надо! Научить ребенка нести ответственность за свои поступки и пресекать его истерики тоже необходимо! Выставлять границы и обучать правильному взаимодействию с окружающими, вообще святая обязанность наставников! В то же время ни психического, ни морального, ни тем более физического насилия над отпрыском осуществлять нельзя. Что же делать? В пору каждой семье нанять отдельного «мальчика для битья»!

Тем не менее, существуют методы наказания, чтобы как-то корректировать поведение наследника. Рассмотрим некоторые из них.

1.  Потеря привилегий.

Каждому ребенку есть, что терять: традиционную сказку на ночь, просмотр мультфильмов после садика или игру с друзьями в песочнице. Главное, чтобы родители заранее  озвучили малышу последствия его поведения и не забыли применить обещанное.

2.  Метод «логических последствий» или изъятие предмета нарушения правил.

Заберите у ребенка книжки и любые другие предметы, если он пытается сломать или порвать их. Так же можно убрать в зону недосягаемости игрушки, если малыш отказывается их убирать. Объясните, почему вы лишили его вещи, и расскажите, что он должен сделать, чтобы получить желаемое обратно. Например, подумать над своим поведением и пообещать, что не будет впредь так себя вести.

3.  Игнорирование.

Это очень тяжелое наказание для ребенка. Вы отказываетесь заниматься с ним, спокойно выполняя свои дела. При этом необходимо разъяснить, почему вы не разговариваете и не играете с ребенком. Предупредите, что это наказание укажите на его поведение, которое  привело к таким последствиям, расскажите, что он должен сделать, чтобы возобновить ваше общение с ним.

4.  Тайм-аут.

Назначьте в вашей квартире место для тайм-аута, например стул или отдельная комната. Ребенка отправляют туда, если он расшалился и оставляют там одного, подумать над своим поведением. В этом помещении не должно быть темно и страшно, ведь мы хотим наказать малыша, а не травмировать его психику. Считается, что оптимальное время для малыша равно его возрасту, т.е. для трехлетки это 3 минуты, для четырехлетнего ребенка – 4 минуты и т.д. Этот метод позволяет ребенку прийти в себя и отрегулировать эмоции.

5.  Метод «естественных последствий», предложенный гуманистом эпохи Просвещения Жан-Жаком Руссо.

Ребенок в этом случае пожинает неприятные последствия своего поведения. Например, не покупают новую игрушку взамен испорченной, и малыш будет вынужден играть сломанной, или ребенок сам моет пол, который испачкал. Конечно, взрослые должны контролировать последствия, чтобы они не угрожали жизни и здоровью малыша.  

6.  Сам себе судья

Ребенок сам выбирает наказание для себя. Но такой метод возможен только для детей постарше, например дошкольников.

7.  Шуточное наказание

Такой вид воздействия используют, если проступок был незначительный. Например, ребенок намусорил, то за это он должен не только убрать за собой, но и 5 раз подпрыгнуть на одной ноге и сказать «Чисто не там, где не мусорят, а где убирают!» Дети хорошо запоминают такое «наказание», особенно если его применять и ко взрослым членам семьи, ведь их тоже порой нужно воспитывать!

И последнее, не смотря на запрещение физического воздействия для детей, есть случаи, когда этот запрет снимается. Если ситуация угрожает жизни и здоровью ребенка или других людей, а решения нужно принимать мгновенно, например, опасное поведение малыша на воде, дороге, с огнем или газом, то тогда допустимо физическое наказание в виде шлепка по попе.

%