Мартиросян Карине Вардиновна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
28.01.2023
Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.
В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка - игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.
Виды игрушек:
1. Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т. д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.
2. Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т. п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.
3. Конструктивные и строительные материалы –кубики, конструкторы (лего) и т. п. Обладают большими развивающими возможностями.
4. Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозайки и т. д.). Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т. п. (направлены, на развитие психических процессов).
5. Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т. д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.
6. Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).
7. Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т. д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).
8. Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.
Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста принято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:
1. Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а так же при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.
2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах. Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.
3. Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности - пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т. д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.
4. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т. д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.
5. Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т. д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.
Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие способностей, эмоционально-нравственной сферы, познавательных процессов. При игре активизируются: воображение, внимание, память, мышление. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей и соответствовать их возрасту. Важно знать различие между полезными и вредными игрушками.
Требования к подбору игрушки:
1. Игрушка должна быть безопасна.
2. Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.
3. Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.
4. Не нести в себе угрозу или насилие.
5. Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.
6. Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.
Игрушка – это своеобразный эталон тех предметов, назначение которых нужно узнать, освоить свойства и различные действия с ними с целью овладения опытом человеческой деятельности.
Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней его жизни. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Она ставит перед ним игровые задачи, что побуждает малыша к размышлению и развитию познавательных интересов.
Игрушка – источник радости ребёнка, предмет его развлечений и переживания. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребёнка к вхождению в общественные отношения.
Главная задача взрослого, как считала Г. А. Урунтаева, в том, чтобы научить малыша действовать с игрушками. Поэтому взрослый сначала помогает ребёнку в играх с игрушками и наделяет её определёнными положительными качествами. Позже ребёнок делает это самостоятельно, по своему усмотрению. Играя, ребёнок переживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Влияние игрушки на всесторонне развитие ребёнка:
Развивающее:
Развивает психические процессы:
• восприятие и ощущение;
• внимание;
• память;
• мышление;
• воображение;
• чувства и эмоции;
• речь.
Способствует физическому развитию:
• Развивает физические качества;
• Совершенствует мелкую и крупную моторику;
• Развивает мимику и жесты;
• Формирует усидчивость.
Способствует умственному развитию:
• Формирует познавательную активность.
• Формирует наблюдательность, любознательность, целеустремлённость.
• Развивается исследовательская деятельность.
• Расширяет кругозор.
Способствует нравственному развитию:
• Позволяет накопить опыт положительных нравственных переживаний.
• Развиваются нравственные качества: гуманизм, патриотизм, коллективизм, трудолюбие.
• Развивается нравственное поведение.
• Развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Способствует эстетическому развитию:
• Развивает чувства и эмоции.
• Приобщает к красоте окружающего мира.
Обучающее:
• Знакомит с окружающим миром, даёт определённые знания о свойствах и качествах предметов, о действиях с ними.
• Знакомит с явлениями природы.
• Учит определённым навыкам и умениям с теми или иными предметами.
• Знакомятся с нравственными нормами и правилами поведения.
Воспитывающие:
• Формирует личность ребёнка.
• Формирует первоначальные понятия добра и зла.
• Помогает бороться со страхами и капризами.
• Помогает воспитать интерес к труду.
• Способствует приобщению к коллективу, воспитывается доброжелательность, сопереживание.
• Является средством самовоспитания.
• Воспитывает бережливость, аккуратность, организованность.
Большой ассортимент современных детских игрушек на прилавках магазинов приятно удивляет и родителей, и детей. Однако далеко не все игрушки можно покупать своим детям. Некоторые из них негативно сказываются на воспитании ребенка:
• Кислотная атака. Многие современные игрушки отличаются яркой цветовой палитрой. Однако «кислотные» оттенки плохо сказываются на сенсорике малышей, вызывая у них раздражение. Это приводит к проявлению ранней детской агрессии, рассеянности.
• Страшилки. Наличие острых зубов, пугающего взгляда игрушки, больших когтей – все это символизирует страх и ужас. В результате, у ребенка начинают появляться проблемы с психикой, в его внутреннем мире появляются выдуманные монстры, которых ребенок боится.
• Электронные манипуляторы. Игрушки, дополненные электронным функциями, способствуют тому, что ребенок «тормозит» в развитии. Малыш выполняет все подсказки, о которых сообщает ему игрушка. В результате, прекращается стимуляция фантазии и отсутствует творческое мышление.
• Многие современные игрушки предлагают совместить в одном предмете сразу несколько вещей: слоник в виде телефона и на колесиках. Это искажает детское восприятие реальности, деформируя хрупкий чувственный фон малыша.
С игрушками или без маленький человек будет взрослеть. Но дать его развитию правильное направление могут именно хорошо подобранные в раннем возрасте игрушки. Пусть они будут яркими, весёлыми. Пусть их лица и мордочки смотрят на него дружелюбно. Пусть близкие люди улыбаются ему в те моменты, когда он делает свои открытия. В будущем это поможет ему стать уверенным в себе, активным, общительным человеком.
Детей нужно обучать не только математике, английскому языку и рисованию. Их нужно учить правильному построению отношений с окружающими, позитивному восприятию других людей, сочувствию, дружбе, настойчивости в достижении своих целей. Все эти важные качества малыш тренирует, общаясь с игрушками. Именно кукле он впервые оказывает помощь, именно ей сочувствует, её успокаивает и жалеет, с ней разговаривает. Эмоции, пережитые в воображаемом общении с развивающими игрушками, станут для него в будущем основой построения отношений с близкими, друзьями, учителями, незнакомцами.
Список литературы:
1. Выготский, Лев Семенович. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика-Пресс, 1996. – 534 с. – (Психология: Классические труды). – На обл. авт. и загл. не указаны. – ISBN 5-7155-0747-2.
2. Д. Б. Эльконин. Психология игры - 2-е изд. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 358, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-691-00256-2.
3. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с., ил. ISBN 5-78415-008-3.
4. Гамезо, Михаил Викторович. Общая психология : учебно-методическое пособие / [Гамезо М. В. и др.] ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Ось-89, 2008. - 350, [1] с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-98534-909-2.
5. Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705, [7] с. : ил.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-459-01141-8
|