|
Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
27.01.2023
«Я недоволен вами за то, что вы не сообщили, выпороли ли вы моего сына. Я желаю и приказываю вам пороть его всякий раз, когда он упрямится или делает что-либо дурное, зная по собственному опыту, что нет ничего полезнее. Меня самого в его возрасте здорово пороли, и мне это пошло на пользу, поэтому я желаю, чтобы вы это делали и довели до него мои слова» [1], - это сказал в 1607 году гувернантке своего шестилетнего сына король Франции Генрих IV. И речь шла о будущем монархе - Людовике XIII. Да, того самого из «Трех мушкетеров», женой которого была Анна Австрийская, а первым министром – кардинал Ришелье.
Как видите, принцев воспитывали весьма жесткими методами, что уж говорить о детях простых людей – ремесленниках, крестьянах, слугах. В этом Россия не отставала от Европы того времени. В первом печатном русском букваре XVII века на гравюре, расположенной на первой странице был изображен класс с читающими отроками, а на переднем плане – учитель, наказывающий розгами не достаточно усердного ученика [2]. И это не удивительно, так как применение телесных наказаний для детей было и осталось до сегодняшнего дня требованием Церкви [2]. В Книге притчей Соломоновых говорится: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» [Песн.13:25].
Поэтому вплоть до конца XX века даже в цивилизованной Европе причинение ребенку физического и морального страдания: порка, стояние на горохе, оставление без еды, закрывание в темной комнате, публичное унижение, оскорбления и т.п., считались вполне приемлемыми методами воспитания. Так в государственных школах Великобритании, благодаря запрету страсбургского Европейского суда, отказались от телесных наказаний только в 1987 году, а в частных учебных заведениях – только через 6 лет [3].
В нашей стране насилие над детьми, в том числе и со стороны родителей, уголовно наказуемое деяние, которое может повлечь за собой штраф до 100 тысяч рублей, лишение свободы до 5 лет, лишение родительских прав и т.п. (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ; ст.ст. 69, 73, 77 СК РФ).
Что же делать, ведь нужно как-то выстраивать границы, сдерживать агрессию и истерики ребенка, наставлять его на путь истинный, научить его нести ответственность за поступки?
Тут существует следующие правила.
1. Физическое насилие под запретом. Вы же не бьете своих коллег или близких, когда они ведут себя не так, как вам нравится? Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок считал, что правым может быть только тот, кто сильнее? Сюда относится не только телесные наказания, но и запрет на еду или сон. Это естественные потребности организма и, ограничивая в этом ребенка, мы наносим вред не только психическому, но и физическому здоровью малыша.
2. Не приемлемо так же и психологическое насилие: неприятие и отвержение ребенка словами или действиями; высмеивание, унижение, оскорбление, крики; замахивания; угроза совершения насилия над ребенком или тем, кого или что он любит (например, угроза отдать цыганке, в приют, выгнать или убить домашнее животное, уничтожить или отдать игрушки и вещи малыша и т.п.) и т.д.
3. Задача наказания не страдание ребенка, а обучение нормам поведения, поэтому наказывать нельзя, если ребенок нарушил какой-то запрет, о котором он не знал. Поэтому, сначала – озвучивание какого-либо требования и только потом, при его невыполнении, - наказание. Если маленький человечек не знал, что раскрашивать шкаф фломастерами – это плохо, то мы ему объясняем, что так не делают, затем он или мы вместе с ним, в зависимости от возраста, оттираем «художества». И это нее наказание, а устранение последствий.
4. Если что-то ребенок сделал случайно, например, порвал одежду, зацепившись за гвоздь на лавочке, или разлил чай, поставив чашку близко к краю стола, за это не ругаем, а рассказываем, как впредь избежать подобного и он самостоятельно или совместно с нами исправляет случившееся: зашивает одежду, вытирает полы и т.п.
5. Наказание не изменит поведение ребенка, если оно связано с его возрастом или физиологией. Мокрые штанишки у двухлетки станут сухими с возрастом. Контролировать с самого рождения данный процесс малыш, к сожалению, не может, и какие-либо родительские меры по отношению к ребенку тут бессильны. А вот неумение завязывать шнурки или застегивать пуговицы «лечится» тренировками, но никак ни наказаниями.
6. Помните, что ребенок изучает окружающий его мир. Поэтому мокрые ноги при измерении глубины лужи, разборка игрушки, чтобы изучить ее внутренности, рассматривание собственного или чужого тела и т.п., это все способы познания, а не детское упрямство и распущенность. Иногда ребенок задает неприятные вопросы. Например, внук выясняет у бабушки, когда она умрет, или пытается узнать, как младенец попадает в живот матери. Тут нужно помочь малышу удовлетворить его любопытство, рассказать о том, что его заинтересовало, а не наказывать.
7. Не спешите применять наказание, если ребенок пытается отстоять свои вещи, испытывает ревность к брату или сестре, злится на проигрыш в игре или, когда не успел посмотреть любимую передачу. Все это нормальные эмоциональные реакции. Да вы и сами порой так себя ведете. Если взрослому тяжело сдержаться в той или иной ситуации, то уж ребенку с еще не до конца сформированной нервной системой, и подавно.
Литература
1. Бретон, Г. В интимном окружении королев и фавориток / Г. Бретон // История любви в истории Франции. Том 3. – М.: Этерна. 2009. – 480 с.
2. История детских наказаний от Древней Руси до наших дней // Мел. 2016. – URL: https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/6412580-punishment (дата обращения: 17.01.2023)
3. Розги — ветви с древа знаний // Культурология.РФ.– URL: https://kulturologia.ru/blogs/221117/36746/ (дата обращения: 17.01.2023)
|