Малявина Светлана Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
24.01.2023
Близкие и доверительные отношения между людьми это понимание и принятие ценности Я, ценности Другого. Признание существования границ между людьми, которые мы не пересекаем или пересекаем с разрешения другого.
Когда в нашем окружении появляется новый интересный человек мы тепло, но очень бережно общаемся с ним. Эта бережность заключается в том, чтобы не нарушить невидимые нам границы другого, не затронуть тему, которая может быть неприятна собеседнику, не задеть чужие чувства, не наступить на больную мозоль. И если вдруг мы подобную границу нарушаем, мы осторожно отступаем назад, иногда с извинениями, иногда с констатацией, что у нас разные взгляды на одно и ту же тему, но это не помешает нам быть интересными друг для друга в других вопросах.
Мы понимаем и принимаем, что границы другого человека также важны, как и наши границы.
Но когда дело касается наших детей, мы зачастую забываем, что границы личного пространства нашего ребенка также священны и ценны, как и наши границы. Мы начинаем диктовать, назидать, требовать, настаивать, давить авторитетом и тем самым нарушаем границы его личного еще очень хрупкого пространства. Мы убеждаем себя, что действуем из лучших побуждений, из заботы, любви и понимания того «как ему будет лучше».
Индийская мудрость гласит: «Ребенок — гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти». Кроме того, он самый крутой учитель и спутник, а не раб, должник или крепостной, и не обязан иметь наши параметры и стандарты. Думать нашими мыслями. Учиться в престижных университетах, выходить замуж в белом и вообще выходить замуж. Ребенок приходит, чтобы идти своей дорогой, и задача родителей — не навязать ему собственные перроны, билеты и пути.
Какие же границы между родителями и детьми создавать?
1. Постепенно устанавливайте ограничения, но пусть они будут минимальны.
2. Выстроенные границы должны быть понятны ребенку, понятны причины их существования.
3. Не злоупотребляйте запретами и ограничениями, если вы их используйте, будьте готовы не принять запреты и ограничения от своего ребенка.
Любовь потому и есть большой труд души, что главное в ней – не получить удовольствие здесь и сейчас, а пронести это чувство через всю жизнь.
Если вы установили разумные ограничения, не уступайте. Каждый ребенок должен знать, где заканчиваются его права и начинаются права других людей. Чрезмерная строгость не помогает! Дети должны иметь возможность исследовать и учиться на собственном опыте, следовательно, не устанавливайте излишних запретов.
Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:
https://www.novochag.ru/family_and_children/psihologiya/graniczy-v-otnosheniyax-zachem-oni-nuzhny/
https://dszn.ru/press-center/news/5234
|