МОУ детский сад № 382

   

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Наказывать нельзя помиловать" часть 1

 

Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

26.12.2022

    В переполненной маршрутке на коленях у мамы сидел ребенок лет четырех. Его родительница что-то увлеченно рассматривала в телефоне, а малыш от скуки болтал ногами, стараясь задеть ботинками пальто женщины, сидящей напротив. Дама попыталась несколько раз увернуться от грязной обуви, но ребенок был весьма настойчив. Не выдержав, женщина обратилась к матери малыша:

- Пожалуйста, успокойте своего ребенка. Он мне пальто пачкает!

Женщина медленно подняла глаза на возмущенную пассажирку и громко, с расстановкой произнесла:

- Я придерживаюсь мнения современных психологов о том, что детей наказывать нельзя! Поэтому я никогда ничего не запрещаю своему сыну! - и снова уткнулась в свой сотовый.

    Ребенок было остановился, пока родительница делилась со всеми особенностями воспитания своего чада, но увидев, что никаких последствий не было, продолжил размахивать ногами с удвоенной силой.

    Тут маршрутка остановилась, и парень, внимательно наблюдавший эту сцену, стал протискиваться к выходу. Проходя мимо малыша, молодой человек достал изо рта жевательную резинку и… приклеил ее ко лбу ребенка. Перед тем как выскочить из маршрутки парень повернулся к ошеломленной матери и произнес:

    - Мои родители придерживались такой же системы и никогда ни за что меня не наказывали!

    Не знаю, произошла ли данная история на самом деле, но в Интернете гуляют различные ее интерпретации, с жаркими спорами и обсуждениями, кто же, в самом деле, прав в этой ситуации? Что же говорят на эту тему психологи? И действительно ли нельзя наказывать детей?

    Начнем с того, что ни один человек, мало-мальски знакомый с детской психологией, не скажет, что детей наказывать не надо! Если вы даже встречали такие высказывания: или это говорили не профессиональные психологи, или речь шла о возрасте наказываемых, или о каких-то конкретных видах наказаний.

    Словарь русского языка определяет наказание как меру воздействия, применяемую к кому-либо за какую-либо вину, проступок, преступление.

    Американский психолог Э. Эриксон, считал, что понятие вины появляется у ребенка в возрасте около трех лет, поэтому до этого времени дисциплинарные меры бессмысленны! В первые годы жизни малыш не в состоянии уловить связь между своими действиями и наказанием. Родители могут либо пресечь нежелательное поведение ребенка, переместив его в другое место или убрав от него опасные предметы, либо отвлечь его внимание на что-то другое.

    В три-четыре года у малыша активно формируются социальные навыки поведения, и он уже понимает сущность наказания и вину за содеянное. К этому возрасту он уже четко понимает значения слов «нет» и «нельзя».

В первую очередь задача наказания, если речь идет о ребенке, это очертить границы дозволенного. В каждом сообществе есть определенные правила поведения. В обязанности родителей входит донести их до детей. Наказание в данном случае показывает ребенку, что каждое наше действие влечет за собой определенные последствия.

Родители применяют дисциплинарные меры не для того, чтобы унизить или сделать больно своему чаду, а чтобы он понял, что за несоблюдение правил нужно нести ответственность. Поэтому малыш должен быть предупрежден о том, какое наказание будет применяться при тех или иных его действиях. Если этого сделано не было, то наказывая ребенка, вы перекладываете свою ответственность на его плечи, так как он, в силу своего малого жизненного опыта, еще не может предугадать последствия своего поведения.

Тут есть еще одна тонкость. Объясняя отпрыску, что делать нельзя, обязательно указывать на то, что делать можно: кошку дергать за хвост нельзя, а гладить можно; рисовать красками на обоях нельзя, а в альбоме – можно. Таким образом, правила не сковывают свободу ребенка, а предохраняют его от ошибок. Доказано, что дети, выросшие в атмосфере вседозволенности, страдают от неврозов и фобий. У них нет опоры в виде четко очерченных границ, в виде норм поведения и морали.

Если малыш сделал ошибку случайно, например, разбил чашку или поскользнулся и упал в грязь, то никакого наказания в этом случае быть не должно. Лучше объясните ребенку, как впредь не попадать в такую ситуацию и постарайтесь вместе с ним исправить случившееся.

Так же нельзя наказывать человека за его физические особенности – неуклюжесть, медлительность, неумение ходить в горшок, плохую память, невнимательность и т.п.

Когда же ребенок поступает плохо преднамеренно, то наказание должно следовать неизбежно и, желательно, незамедлительно. Это покажет ему, что при нарушении запретов или договоренностей, он сам несет ответственность. Но и тут есть тонкость: перед наказанием удостоверьтесь, что проступок был совершен специально, а не из благих намерений, случайно или по не знанию.

Порой наказание выступает не как некая карма, а как средство прощения, оно позволяет ребенку справиться с чувством вины за неприемлемое поведение. Как бы это ни парадоксально звучало, но это так! Человек понимает, что понеся наказание, он сполна ответил за содеянное, и теперь прощен. Поэтому после наказания не стоит больше напоминать ребенку о проступке, теперь его совесть чиста!

Наказание – необходимая часть воспитательного процесса, но не самая главная. Любой человек в первую очередь нуждается в любви, поддержке и принятии, не жалейте этого для своего ребенка!

А запятую в заголовке статьи поставьте сами.

 

Литература

1.  Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А-Й. - 702 с.

2.  Эриксон Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон. - СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

%