|
Мария Дмитриевна Фисенко,
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
26.12.2022
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.
Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии.
Организованная работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Можно проводить с ребенком игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
"Угадай эмоцию"
На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Предложите ребенку взять любую карточку. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.
"Встреча эмоций"
Используйте разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.
Ведущий (родитель) изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.
"Рисуем настроение"
Можно предложить ребенку изобразить его настроение, любую эмоцию, какую он хочет. Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов.
"Тренируем эмоции"
Попросите ребенка нахмуриться - как:
• осенняя туча,
• злая волшебница.
улыбнуться, как:
• кот на солнце,
• как Буратино,
• как хитрая лиса,
• как будто ты увидел чудо.
позлиться, как:
• ребенок, у которого отняли мороженое,
• два барана на мосту.
испугаться, как:
• ребенок, потерявшийся в лесу,
• заяц, увидевший волка.
устать, как:
• папа после работы,
• муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохнуть, как:
• турист, снявший тяжелый рюкзак,
• ребенок, который много потрудился, но помог маме.
Более подробную информацию можно изучить в источниках:
http://детпсихолог.рф/games/igry-na-razvitie-emotsionalnoj-sfery-doshkolnikov/
https://www.b17.ru/article/acquaintance_with_the_emotions/
https://www.maam.ru/detskijsad/-kartoteka-igr-na-razvitie-yemocionalnoi-sfery-detei.html
|