Мартиросян Карине Вардановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
28.12.2022
Страх – эмоция очень сильная, но необходимая человеку: он сопутствует инстинкту самосохранения, помогает избежать опасностей. Такой «правильный» страх – союзник человека. Но ведь существует множество «неправильных» страхов, сковывающих наш разум, мешающих спокойно жить и чувствовать себя счастливыми. Возрастные страхи, которые испытывает каждый человек на разных стадиях своего развития, могут как пройти, так и трансформироваться, перейти в более глубокую фазу. Наиболее опасны в этом смысле страхи, возникающие в детском возрасте и не проходящие по мере взросления ребенка. Они накладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Поэтому родителям важно знать, что такое детские страхи, каковы их виды, особенности проявления, способы распознавания и борьбы с ними.
Причины возникновения детских страхов.
Биологические причины:
• особенности нервной системы,
• повышенная общая и эмоциональная чувствительность;
• недостаточная двигательная активность, так как эмоциональная жизнь сильно обеднена и способствует ранней интеллектуализации психики;
• страх одиночества, темноты, животных, боли, неожиданных звуков
Социальные причины:
• урбанизация (у сельских детей страхов меньше)
• количество членов семьи (в неполноценных семьях у детей количество страхов больше);
• если в семье один ребенок (так как на него транслируются страхи остальных членов семьи);
• возраст родителей (если он превышает 30 – 35 лет, то дети обычно более беспокойны);
• ранний выход матери на работу, если дети считают главной в семье мать (так как работающая мать более раздражительна);
Психоэмоциональные:
• личностные особенности матери: требовательные, принципиальные, честолюбивые, бескомпромиссные, с повышенным чувством долга;
• наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
• тревожность в отношениях с ребенком — избыточное предохранение его от опасности и изоляция его от общения со сверстниками;
• излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
• большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.
• отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками, не уверенность в себе.
• конфликтные отношения между родителями в семье.
• психические травмы (типа испугов), обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам.
• психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?
• Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием.
• Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
• Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии.
• Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
• Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
• Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
• Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
• Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере. Не транслируйте ему собственные страхи.
• Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).
То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно. Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
|