Забродина Татьяна Игоревна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
24.11.2022
Ложь, будь она детская или взрослая - это искажение действительности ради достижения желаемой цели, либо искажения нежелаемых последствий.
В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом стоит различать ложь и фантазирование. Жизнь каждого ребёнка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир от реальности формируется к началу школьного этапа жизни.
До четырех лет ребенок не прибегает ко лжи. Он еще не научился смотреть на происходящее глазами взрослого, и поэтому делает то, что хочет, не задумываясь о том, как это выглядит со стороны. Малыши этого возраста обожают розыгрыши. Но, вводя взрослых в заблуждение, ребенок не врет, он просто хочет показать, что вырос и стал умным. Розыгрыш не несет в себе преднамеренного обмана, так же, как и детская фантазия - способность представить то, чего на самом деле не было.
У детей дошкольного возраста происходит становление образного мышления, и оно требует тренировки. Поэтому маленькие дети любят выдавать желаемое за действительное, мысленно создают себе ситуации, которые являются для них привлекательными. То есть, они не имеют сознательной цели скрыть правду.
С четырех лет, ребенок начинает задумываться, за что и почему его наказали (поругали) или похвалили, и старается с помощью обмана либо избежать наказания, либо получить желанную, но незаслуженную похвалу. То есть, теперь уже можно говорить и том, что его ложь преднамеренная. Задача родителей - разобраться, почему ребенок лжет и какую выгоду он хочет получить.
Существуют разные ситуации, в которых ребенок прибегает к обману. Родители должны подмечать, когда ловят ребенка на лжи, и внимательно следить за тем, постоянно ли лжет ребенок. Часто лучше работать над причинами лжи, а не напрямую «сталкивать» ребенка с его поведением.
Когда родители впервые ловят ребенка на лжи, это чаще вызывает улыбку. А какие другие чувства может вызвать трехлетняя дочь, доедающая конфету и одновременно убеждающая маму в том, что ничего сладкого она и в рот не брала?
Что же является движущей силой, толкающей ребёнка на ложь? Страх!
Страх потерять любовь родителей, их расположение, страх быть неоправданно обвиненным, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе быть пойманным. В итоге - замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали - для себя и для других.
1. Страх эмоционального взрыва родителей, боязнь последствий.
Ребенок, которого за разбитую нечаянно чашку могут лишить прогулки постарается утаить случившееся. Может быть вы слишком строги? Подумайте. Если малыш будет знать, что, за разбившуюся чашку нужно извиниться и убрать осколки, то необходимость во лжи вряд ли появится. Дети, как правило, хотят радовать родителей, хотят, чтобы их воспринимали позитивно. Следовательно, ложь может возникнуть в поддержку именно такого восприятия взрослыми.
2. Ложь во имя самооправдания.
«Она/он первым начал(а)!». Такую ложь искоренить труднее всего. Это ложь, поднимающая самооценку, используется и во взрослой жизни (меня не увольняли, я сама ушла, а шеф глупец).
Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он «первый начал». Обсудите ситуацию в спокойном, дружеском тоне и поводов для обмана станет меньше.
3. Множество запретов. «пирожное дала бабушка», «пуговицы рассыпала влетевшая в окно птичка», «чашку разбила кошка» ... Подумайте, возможно, вы злоупотребляете запретами. Если ребенок будет знать, что с пуговицами можно поиграть в мамином присутствии, а пирожное съесть после обеда, то необходимость во лжи отпадет.
4. Признание через обман.
Социальное неравенство — один из катализаторов обмана. Отсутствие дорогой игрушки, светящихся кроссовок, праздничного наряда могут стать причиной насмешек, поэтому некоторые дети защищаются с помощью лжи.
Ребенок может фантазировать об огромном количестве денег у родителей, вымышленных семейных походах в выходные. Столкнувшись с оценкой внешнего мира, дети выдумывают истории, чтобы улучшить свое положение в глазах сверстников.
4. Ложь во благо
«Белая ложь» — это общепризнанный способ лжи. Мама не должна догадаться, что ее сын сделал ей хороший подарок на день рождения. Папа не должен знать, что джинсы больше ему не подходят. И никому не следует говорить тете, что ее прическа просто ужасна. Такая ложь — не всегда плохой поступок. Общество в целом принимает такую ложь, чтобы избежать лавины взаимных обид, упреков и оскорблений, тем самым подавая пример поведения детям.
Мы, взрослые, привыкли противопоставлять ложь правде и осуждать лгуна, предлагающего нам поверить вымыслу. Однако для ребенка границы между правдой и ложью не столь явные. Ребенок, который лжет, настолько же верит в свой вымысел, насколько и осознает, что говорит неправду. Порой маленькие дети при помощи лжи «лакируют» действительность, силой фантазии восполняя то, чего им не хватает в реальности. Пространство фантазии является для ребенка тем спасительным местом, где он может получить то, в чем остро нуждается, то, что недоступно для него в обычной жизни.
Что делать, если вы обнаружили, что ребенок вас обманул?
− Не драматизируйте ситуацию и "не бейте пушкой по воробьям". Спокойствие, только спокойствие.
− Дайте понять, что вы знаете, что дошкольник говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не самого ребенка!
− Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
− Дайте ребенку понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.
− Помогите детям поверить, что на ошибках учатся, чтобы они не испытывали необходимости скрывать свои ошибки.
− Покажите на своём примере, что нужно говорить правду. Расскажите детям о тех временах, когда вам трудно было говорить правду, и вы решили, что гораздо важнее сохранить самоуважение. Не читайте долгую лекцию, а просто честно делитесь своим опытом.
− Дайте понять детям, что они любимы вами без всяких усилий. Помните, что дети могут просто лгать, чтобы не разочаровывать родителей.
− Оцените их по достоинству: «Спасибо, что ты сказал мне правду. Я знаю, что было трудно. Я восхищаюсь тем, что ты готов встретить последствия своей ошибки. Я знаю, что ты справишься с ними, и это послужит тебе опытом.
− Прекратите тотально контролировать детей, заставляя тем самым лгать, чтобы угодить вам. Многие дети лгут, чтобы защитить себя от осуждения и критики окружающих. Они хотят верить, что они хорошие.
− Сосредоточьтесь на установлении общности и доверия в отношениях со своим ребёнком. Это обычно самый быстрый путь исправления поведения, который вы находите предосудительным.
− Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами.
Ложь в дошкольном возрасте — явление обычное: так малыши пробуют вливаться в мир взрослых, ищут границы между реальностью и сказкой.
Для подготовки статьи использованы материалы с сайтов:
1. http://rcnyagan.ru/deyatelnost/stati-sotrudnikov/922-lozh-rebenka-doshkolnogo-vozrasta
2. https://dou5.ru/parents/psy/obman/
|