Фисенко Мария Дмитриевна,
ассистент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
30.11.2022
Каждый из родителей наверняка хотя бы раз сталкивался с излишне эмоциональной реакцией ребёнка на то или иное событие. К примеру, взятая без спросу игрушка на детской площадке может стать причиной долгих и громких слёз. И наоборот, ранний приход родителей с работы вызывает иногда бурную радость.
Чрезмерные эмоциональные отклики – совершенно нормальная вещь при формировании у маленьких детей эмоционального интеллекта. Под ним подразумевают способность анализировать свои эмоции, а ещё – навык понимать эмоции окружающих. Уже в два — четыре года дети умеют распознавать страх, счастье и печаль, поэтому они схватывают, что мама и папа грустят, злятся, обижаются и т. д. К начальной школе ребёнок учится не только выражать, но и контролировать собственные чувства. В зависимости от воспитания, характера, отношений со сверстниками эмоциональное поведение может меняться и требовать коррекции.
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте, так как это:
• поможет в общении;
• повысит продуктивность в учёбе;
• научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
• укрепит уверенность в себе;
• позволит быстро принимать решения.
Традиционно, выделяются несколько основных шагов успешного развития эмоционального интеллекта ребенка.
1. Принятие своего ребенка таким, какой он есть. Весь его физический облик, индивидуальный мир, особенности характера и духовно-нравственные качества — это та данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.
2. Развитие пяти основных чувств ребенка. Этот метод помогает раскрыть перед ребенком весь мир во всем его многообразии. Для этого можно использовать коробочки эмоций, в которых содержатся разные предметы, вызывающие определенный отклик, переживания, воспоминания. Малыш не понимает суть многих чувств, но ему можно, например, дать послушать звуки счастья, ощутить его запах или вкус. Пусть ребенок послушает, как поет соловей или звенит колокольчик; дайте ему возможность попробовать мороженое, или ощутить аромат цитрусовых плодов. Для ребенка более понятны его собственные ассоциации.
3. Спорт. Физические упражнения способствуют развитию речевых навыков, умственных способностей, улучшают настроение ребенка. Нагрузки детям очень полезны, т. к. в природе ребенка заложена готовность к двигательной активности, в процессе которой познается окружающий мир.
4. Музыка. Слушайте с ребенком музыку, которая общается с человеком исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать язык музыканта или видеть его движения. Поэтому для ребенка музыка является самым простым и действенным способом знакомства с миром эмоций.
5. Чтение. Детям дошкольного возраста нужны сказки, воодушевляющие и эмоционально насыщенные. Через фантазийный мир книги развивается творческое воображение, значительно пополняется словарный запас, развиваются представления о жизни и нравственности.
6. Игра. Ребенок дошкольного возраста развивается в игровой деятельности. Поэтому взрослым необходимо принимать участие в играх, проявляя всю гамму чувств на примерах разных персонажей. Важным моментом является показ как положительных, так и отрицательных эмоций, обращая внимание на их взаимосвязь с поступками. В будущем это послужит детям примером взаимодействия в реальном мире.
7. Социализация. Дети усваивают нормы и правила общения в процессе взаимодействия с другими людьми: со взрослыми и сверстниками. Поэтому особое значение имеют коллективные занятия: в семье, в детском саду и в других ситуациях. Общаясь, дети познают эмоциональную азбуку: учатся определять настроение окружающих, их отношение к детям и, конечно, получают навыки распознавания эмоций, проявленных в разных ситуациях.
Нельзя игнорировать получение негативных чувств, т. к. это позволит в дальнейшем правильно ориентироваться в реальной действительности, которая изобилует отрицательными эмоциями. Не лишайте ребенка посещения детского сада и коллективного обучения - именно, в этом пространстве дети лучше всего развивают свой эмоциональный интеллект.
Эмоции оказывают большое влияние на жизнь каждого человека, непосредственно влияя на всю его повседневную деятельность. Их развитие связано с созданием специальных условий воспитания. Оптимальный воспитательный режим для ребенка способствует построению позитивного образа самого себя, развивает эмпатию, формирует социальные навыки, характеризующие уровень эмоционального интеллекта, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в работе детского сада. Именно в дошкольный период закладывается понимание важности этой особой сферы - сферы эмоционального отношения к окружающим людям.
Более подробную информацию можно изучить в источниках:
• https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-doshkolnika
• https://vc.ru/u/1021811-ismart-org/370480-zachem-rebenku-nuzhen-emocionalnyy-intellekt-i-kak-ego-razvit
• https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvitie-emocionalnogo-intellekta-u-detej
|