МОУ детский сад № 382

   

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Развитие креативности у детей дошкольного возраста"

 

Хачатрян Ани Юриковна,
преподаватель кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

01.12.2022

Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития креативности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

В возрасте 4—6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей. Накопление фактов и сведений об окружающем мире создает основу для формирования представлений и понятий. К концу дошкольного периода начинает преобладать наглядно-схематическая форма мышления как высший этап в развитии наглядно-образного. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития являются схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематическое изображение.

Наглядно-схематическое мышление создает возможности для освоения внешней среды, выступая средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями. В то же время она становится основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития.

Накопление опыта практических действий, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6—7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.

Наконец, обобщая результаты исследований креативной среды, выделим условия, препятствующие возникновению креативности и стимулирующие творчество.

Барьеры формирования креативности:

1. Конформизм. Люди не высказывают оригинальные суждения, чтобы не выделиться среди окружающих.

2. Цензура. Люди не «позволяют» себе брать ответственность за решение проблем.

3. Ригидность не позволяет усовершенствовать существующие решения, увидеть нечто новое в хорошо знакомом.

4. Стремление немедленно дать ответ, в то время как лучшие решения возникают во время «творческой паузы».

5. Семейная среда, где к ребенку предъявляются несогласованные требования.

Факторы, способствующие творчеству:

1. Широкий доступ к разнообразной информации;

2. Естественная, простая обстановка;

3. Образцы креативного поведения;

4. Отсутствие строгого контроля, жесткой «заданности»;

5. Поддержка любознательности, желания задавать много вопросов, независимых суждений;

6. Внимание к самостоятельным разработкам, наблюдениям, чувствам,

сопоставлениям;

7. Билингвистический опыт;

8. Поддержка родителями интересов детей.

 

Литература

1. Коточигова, Е.В., особенности креативности ребенка дошкольника, электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kreativnosti-rebenka-doshkolnika/viewer (дата обращения 28.11.2022).

2. Электронный ресурс: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/rekomendatsii_po_razvitiiu_kreativnosti_u_detei_doshkolnogo_vozrasta (дата обращения 28.11.2022).

%