Преподаватели кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС
Мартиросян К.В., Малявина С.С., Кузеванова А.Л., Забродина Т.И.,
Сентябрь 2022 г.
Актуальность развития социального интеллекта дошкольников привлекает в последнее время все больше внимание педагогов, психологов. Это обусловлено ускорением темпов жизни, особенностями социального окружения ребенка в современных условиях, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей, что требует от человека большей адаптации к социуму.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить духовную культуру, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.
Данный факт находит свое отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.
Так статья 12 Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, …способности к успешной социализации в обществе».
ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
•усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности;
•развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
•становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;
•развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
•формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
•формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4 направлениях:
- игровая деятельность,
- патриотическое воспитание,
- формирование основ безопасности,
- трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей происходит с целью освоения различных социальных ролей. Игра, в свете ФГОС, выступает как форма социализации ребенка.
Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Какие отношения моделируют дети в сюжетно-ролевых играх?
- отношения между родителями и детьми, между братом и сестрой «Семья»;
- отношения между врачом и больным, между врачом и медсестрой «Больница», «Доктор», «Поликлиника»;
- отношения между продавцом и покупателем, между продавцом и продавцом, между покупателями и т.д. «Магазин»;
- отношения между клиентом и работником, между самими работниками, в соответствии с должностью работника.
Играя в любую игру, дети получают не только социальный опыт, но и максимум интеллектуального (познавательного), речевого опыта своего детского развития.
Развитию игровой деятельности способствует соответствующая развивающая предметно- пространственная среда.
В группах создана развивающая предметно-пространственная среда для организации игровой деятельности (т.е. оборудованы уголки сюжетно-ролевых игр, в которых сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к ним. Уголки расположены в основном на коврах, занимают большую часть групповых комнат. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, коляски, кроватки для кукол, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Военные», «Водитель», «Зоопарк», «Школа», «Почта», «Автосалон», подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Атрибуты для игр разложены в коробочках, разных корзинах, имеют несколько назначений. Например, атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», «Медицинский, диагностический центр», «Поликлиника», атрибуты игры «Магазин» - для игры «Кафе», «Повар».
Воспитатели проявляют изобретательность, проявляют фантазию, чтобы увлечь дошкольника новой созданной взрослым игровой ситуацией, которая вдохновит ребенка на самостоятельную игру. Ввод воспитателем дополнительных атрибутов, использование по-новому одной и той же предметной среды разнообразит игру, вносит в нее творческое начало. Педагог не только играет с детьми, но и внимательно наблюдает самостоятельную игру всех детей и каждого ребенка в отдельности. Наблюдение за детьми во время их самостоятельных игр позволяет лучше узнать стремления ребят, выявить их предпочтения и интересы, а также игровой потенциал. Главным является то, что игра имеет характер не обучающей, а эмоциональной ситуации.
Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Поэтому важную роль играет создание в группе патриотического уголка, мини-музеев ДОУ, этнографических уголков.
Патриотический уголок помогает педагогу познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы республики и города); с народными промыслами и традициями. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.
В соответствии с возрастом детей материалы в уголке отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной город, родная республика», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
В патриотическом уголке групп имеются герб и флаг России, портрет президента, диск с записью гимна, фото родного города, его достопримечательностей и улиц. Подобрана литература по данной тематике, карты России и ХМАО-Югры, города, глобус, книги с народными костюмами, иллюстрационный материал краеведческого характера: «Город, в котором мы живем», «Каким был наш город в прошлом». Все выше перечисленное позволяет развивать интерес к народным традициям и промыслам, чувство уважения к другим народам, развивает познавательные и интеллектуальную активность.
Следующее направление реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основная цель работы с дошкольниками - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения), от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Для достижения цели в группах имеются: игровое оборудование по правилам дорожного движения, игровые комплекты по ОБЖ: «Ребенок дома», «Ребенок на улице», «Ребенок в природе», пособия, плакаты по безопасности поведения на улице и в быту; папки-передвижки; дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Одной из задач ДОУ в русле данной проблемы является создание безопасной среды в учреждении и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях. Определяя основное содержание работы по воспитанию культуры безопасности детей, педагогами используются различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а так же общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром становится учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, следует выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, просмотр тематических видео роликов, мультфильмов). Выбор форм, методов и приемов воспитания, обучения и развития детей также должен определяться «естественными основаниями», то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.
В образовательной программе ДОУ представлены следующие виды труда:
1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)
2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).
3. Дежурство по столовой и занятиям.
4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду).
5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы).
Также выделяют три основные формы организации труда детей:
1.Поручение
2.Дежурство
3.Коллективно - трудовая деятельность (старшая и подготовительная группы).
Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы.
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Поэтому для вовлечение детей желательно использовать персонажей из сказок и мультфильмов, куклы.
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.
Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.
Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.
Для этого в группе имеются уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. В уголке природы имеется все необходимое для ухода за растениями. Воспитанники активно помогают в поливе цветов, опрыскивании листвы, рыхлении почвы, пересадке.
Ведение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в ДОУ, который теперь ориентирован не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление его в более взрослый период жизни. Организация такого образовательного процесса с учетом требований ФГОС ДО основывается на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку, что обеспечивает сохранение самоценности дошкольного детства.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
|