Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Что должен уметь 6-летний малыш?"

 

Хрипунова Светлана Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

28.03.2023

 

   Начинаем цикл материалов, что должен уметь 6-летний малыш. К шести годам у ребенка уже имеется определенный жизненный опыт, который он использует для решения самых разных задач. В этом возрасте малыш должен уметь следующее:

•   использовать в разговоре полученную из книг, мультфильмов, общения со сверстниками и взрослыми информацию;

•   решать головоломки, ребусы;

•   понимать причинно-следственные связи событий;

•   делать выводы и умозаключения на основе полученной информации;

•   уметь различать главные и второстепенные свойства предметов;

•   запоминать и пересказывать сказки, рассказы, мультфильмы;

•   вести длинный монолог;

•   совместно со сверстниками придумывать новые правила знакомой игры.

Шестилетки продолжают активно изучать мир, с удовольствием поглощают новую информацию и задают взрослым множество вопросов.

Развитие речи

В этом возрасте дети много говорят. Они без труда ведут содержательные беседы со сверстниками и взрослыми. Благодаря развитию памяти они могут запоминать все больше новой информации. Словарный запас шестилетки составляет 3–3,5 тыс. слов.

Ребенок в 6 лет должен уметь:

•   грамотно строить предложения, согласовывая между собой части речи;

•   выговаривать все буквы и звуки, не иметь трудностей с произношением;

•   делать простой звуковой анализ слов;

•   подбирать синонимы и антонимы к слову;

•   передавать эмоции с помощью тембра голоса, темпа речи, интонации;

•   давать развернутые ответы на вопросы;

•   обобщать предметы в группы;

•   рассказывать скороговорки;

•   понимать и пересказывать шутки, анекдоты, каламбуры, соответствующие его возрасту.  

Диалоги дети старшего дошкольного возраста умеют вести лучше, чем монологи. При пересказе рассказов, фильмов, историй из жизни обращают внимание на основные детали, отбрасывая второстепенные.

Психологическое развитие

В шестилетнем возрасте дети уже полностью осознают себя самостоятельными личностями. Они умеют выражать свои эмоции и мысли словами. У детей уже есть чувство ответственности, поэтому им можно давать поручения.

Шестилетний ребенок воспринимает мир с позиции эмоций. Поэтому малыша несложно заинтересовать новой деятельностью. Он любопытен и стремится попробовать себя в интересном деле. Если занятие ему понравится, он будет с удовольствием выполнять его.

Особенностью развития шестилеток является то, что они активно подражают взрослым – копируют их речь, манеры поведения. Тем самым они выражают свое желание быть похожими на старших членов семьи – родителей, братьев, сестер.

Дошкольники активно строят социальные связи со сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. У них появляются друзья, подруги и даже враги. Обычно мальчики и девочки общаются отдельными компаниями, играют в разные игры.

В шесть лет ребенок уже не так сильно нуждается во внимании родителей, как раньше. Он может подолгу играть или заниматься каким-то делать в одиночестве либо компании других детей.

Сенсорные особенности

Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей идут параллельно. Малыши изучают окружающий мир с помощью органов чувств. Они все рассматривают, трогают, прислушиваются к звукам.

Шестилетки имеют довольно четкие представления о форме, размерах предметов, положении их в пространстве. Дети должны уметь:

•   различать не только цвета, но и множество оттенков;

•   разбивать сложную форму на отдельные части;

•   знать основные свойства предметов, некоторых жидкостей;

•   описывать предмет с помощью прилагательных, указывающих на его свойства (твердый, колючий);

•   понимать, как можно использовать то или иное вещество в зависимости от его свойств (наливать, намазывать, насыпать);

•   описывать простые химические реакции (вода заливает огонь, лед тает в тепле).

Для развития сенсорного восприятия полезно играть с водой, песком, глиной, изучать свойства различных веществ, проводить несложные опыты.

Математические умения

Еще до школы многие дети осваивают базовые математические навыки. Шестилетки должны знать следующее:

•   хорошо считать от 0 до 10 и обратно;

•   знать цифры до 20;

•   уметь складывать и вычитать числа в пределах 10 (но это необязательно);

•   знать понятия «больше», «меньше», «равно» и уметь ими оперировать;

•   знать, как выглядят цифры от 1 до 10;

•   знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);

•   с помощью картинок или предметов решать простые математические задачи.

Это минимальные математические навыки, которыми должен обладать ребенок старшего дошкольного возраста. Но как правило, многие шестилетки умеют считать до ста, писать цифры, решать занимательные задачки.

Физическое развитие

Ребенок в 6 лет отлично владеет своим телом. У него активно развивается мускулатура, движения уверенные и скоординированные. В шесть лет малыши должны уметь:

•   быстро бегать, высоко прыгать, выполнять сложные движения (кувыркаться, ходить по узкой доске, попадать мячом в цель);

•   уметь чередовать быстрый, средний и медленный бег;

•   оббегать препятствия, не задевая их;

•   лазить по шведской стенке без помощи взрослых, висеть на турнике;

•   ползать на коленях, на животе, задом наперед;

•   делать приседания с прямой спиной;

•   бросать предметы одной рукой;

•   быстро подниматься по лестнице через одну ступеньку.

В этом возрасте ребенка можно научить кататься на двухколесном велосипеде, самокате, плавать. Обязательно нужно делать ежедневную зарядку и играть в активные игры на свежем воздухе.  

В следующем материале мы продолжим говорить об умениях и навыках 6 летних малышей.

%