|
Терелянская Ирина Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
25.03.2023
- Вчера была на дне рождения у подруги, - рассказывает мне соседка. – Какие же невоспитанные дети бывают! Там было три ребенка. Двое только что по головам не ходили: все у них падало, ломалось, проливалось! Ужас! Только мой сыночка целый вечер играл с машинкой, никого не трогал. Тихий, смирный мальчик! Все мамашки жаловались, что с детьми хлопот полный рот. А какие там хлопоты? Просто, воспитывать нужно с рождения, а не пускать все на самотек!
Соседский сынишка действительно спокойный и добродушный мальчуган, но его мама права лишь отчасти. Конечно, детей нужно сызмальства приучать к порядку и контролировать их поведение. Но все же есть тут один нюанс: у всех людей разная скорость и сила протекания нервных процессов, а значит, и поведение их отличается друг от друга. Один малыш будет полчаса натягивать носок, а другой, застегнув сикось-накось куртку и нахлобучив кое-как шапку, будет в это время радостно скакать по лавочке, мешая одеваться остальным детям. Один будет стойко переносить все неудачи, а другой от малейших ошибок будет заливаться горючими слезами. Эти разности в поведении зависят не от воспитания, а от типа темперамента.
С древнейших времен людей различают: суматошного холерика, веселого сангвиника, спокойного флегматика и слезливого меланхолика. Тип нервной системы нельзя выбрать, переделать или заменить, с ним рождаются, живут и умирают. Каждый из темпераментов, обладает своими положительными и отрицательными качествами. Но любой из них позволяет его обладателю построить свою судьбу, добиться успехов в жизни, в отношениях с другими людьми. Трудности начинаются, когда темперамент не устраивает людей, с которыми мы вынуждены общаться, от которых мы зависим.
Отца-холерика будет раздражать вечно ноющий сын-меланхолик, а болтушку маму-сангвиника – молчаливая копуша дочь-флегматик.
Взрослые нередко говорят детям без учета особенностей их нервной системы:
- Да успокойся же ты хоть на минутку! (холерику)
- Прекрати мямлить! Говори громко и четко! (меланхолику)
- Ну-ка поторопись! Что ты все возишься? (флегматику)
- Не отвлекайся! Сколько можно болтать? (меланхолику).
Но именно эти слова будут самыми неуместными и не принесут пользу в воспитании. Нельзя с помощью уговоров или наказаний сделать медлительного ребенка быстрым и ловким, непоседу – спокойным и взвешенным, увлекающегося – усердным и постоянным, робкого – смелым и решительным. Мало того, результат может быть прямо противоположным. Раздражение значимого взрослого – это стресс для малыша. А в стрессовой ситуации все природные особенности проявляются с большей силой.
Чтобы помочь ребенку справляться с особенностями протекания нервных процессов в их организме, нужно, чтобы родители учитывали темперамент своих детей.
И так, ребенок-холерик - это ураган эмоций. У него процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому ему легко переходить от одного эмоционального состояния к другому: вот он кричит и плачет, а через минуту-другую уже забыл из-за чего он только что расстраивался и весело смеется. Такой малыш импульсивен и непоседлив, небрежен и допускает множество ошибок, т.к. бросается выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца. Холерик стремиться стать лидером, общителен, но несдержан, из-за чего может перессориться со всеми детьми в группе.
Ребенка-холерика нужно постоянно загружать, лучше подвижными видами спорта, не оставляя ему свободного времени, иначе он свою неуёмную энергию направит на коллектив и «взорвет» его. Благо такому малышу все интересно и он с удовольствием занимается всем и сразу. Помните, как у А. Барто: «Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».
Главное, что должны сделать родители такого ребенка, это проследить, чтобы он не бросал дела на полдороге, а для этого нужно поддерживать и хвалить за усидчивость, а так же научить его общаться с другими детьми без криков, указаний и истерик.
Ребенок-сангвиник – любимец воспитателей, он общителен и любознателен, весел и подвижен, легко находит общий язык со всеми и легко адаптируется к новым условиям. Он прекрасный товарищ, всегда придете на помощь, но «плохой должник и всегда просит об отсрочке», так характеризовал сангвиника немецкий философ Иммнуил Кант. Такого ребенка нужно очень тщательно контролировать. Сангвиник легко раздает обещания, т.к. не хочет обидеть окружающих, а так же переоценивает собственные возможности, поэтому может не сдержать своего слова. Его минус в том, что он часто не доводит дело до конца, бывает поверхностным и небрежным. «Доверяй, но проверяй!» - вот девиз родителя малыша с сангвинистическим типом темперамента.
У ребенка-флегматика процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, поэтому он спокоен и нетороплив, рассудителен и не стремится к лидерству, но не переносит дефицита времени. Если его погонять, то он вообще перестанет что-либо делать, это затормозит и так неспешную нервную систему ребенка. Он и дружит так же: имеет мало друзей, почти не обижается, но если поссорился, то навсегда. И хотя такой ребенок не отличается большой выдумкой и фантазией, как холерик или сангвиник, зато всегда строго выполняет все правила, аккуратен, настойчив и терпелив. Его плюс – умение долго и аккуратно заниматься неинтересным и нудным делом, минус - долго принимают решение, настраиваются. Поэтому такого малыша заранее предупреждать о предстоящих занятиях, хвалить за качественную и быстро сделанную работу и не торопить.
Ребенок-меланхолик – сверхчувствителен и обидчив, нерешителен и застенчив. Им больше других требуется поддержка и защита значимого взрослого. Меланхолики имеют слабую нервную систему, поэтому они очень быстро устают, пугливы, неуверенны в себе и плаксивы. Такие дети с удовольствием идут на сближение с другими детьми, но из-за своей обидчивости и неуверенности имеют мало друзей. Ребенок-меланхолик часто живет в мире фантазий, легко переносит одиночество, но сильно расстраивается даже из-за малейшей неудачи. Задача взрослых донести до ребенка, что всем людям свойственно ошибаться, и что ошибки не делают человека плохим, главное уметь их исправлять.
Какой бы не был темперамент у ребенка, это не делает его хуже или лучше других. Задачи, стоящие перед группой требуют и быстро ориентирующихся в ситуации холериков, и вдумчивых флегматиков, и легко приспосабливающихся к различным условиям сангвиников, и тонко чувствующих несправедливость меланхоликов. Условие успеха любого ребенка с любым типом нервной системы – это принятие его особенностей и любовь родителей.
|