Прокурова Софья Витальевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ
22.03.2023
Чувство собственного достоинства (ЧСД) в значительной мере связано с самооценкой. Но это не единственный компонент и не его синоним. ЧСД – сложная система взаимообусловленных чувств и эмоций. Кроме самооценки свою лепту вносит самовосприятие и другие продукты самости: самоуважение, самоощущение. Грубо говоря, чувство собственного достоинства – результат оценивания человеком собственной значимости и ценности.
Заниженное чувство собственного достоинства базируется на неадекватной критике и требованиях, унижениях, оскорблениях, принуждениях со стороны окружения, плавно переходящих в элементы внутреннего мира личности. Что касается завышенного ЧСВ, то его корни – эгоцентризм и комплекс бога, вседозволенность, воспитание по типу «кумир семьи».
В первую очередь среди рисков стоит поговорить об унижениях. При заниженном чувстве собственного достоинства человек позволяет унижать себя, а при завышенном унижает других людей. Естественно, от этого портятся отношения с окружающими. Кроме того, при завышенном ЧСД человек страдает от обид, разочарований, фрустраций. При заниженном – занимает роль жертвы, страдает от самобичевания, неуспеха и несчастья в жизни.
Цель работы по восстановлению и сохранению чувства собственного достоинства – получение и принятие Я-реального, отделение его от всех навязанных и выдуманных образов:
1. Ощущение, что я есть. Нужно осознать свою самость, сам факт существования уникального человека со своими действиями, реакциями, мыслями и чувствами.
2. Осознание, кто я есть. Работа с самооценкой предполагает осознание и поиск того, какой это человек и как он живет. Из этого уже и вытекает значимость личности.
3. Самооценка – ценность, которую я придаю своей личности. Если самооценка адекватна, то я положительно характеризую свой образ. При заниженной самооценке представления о самом себе носят негативный характер, вызывают самоуничижение и чувство неполноценности. Корни самооценки всегда закреплены в подсознательном.
Как сохранить чувство собственного достоинства:
1. Развивать силу воли и саморегуляцию. Если вы установили свою персональную планку и линию пути, то нужно следовать ей несмотря ни на что. Только так можно сохранить самоуважение. Но будьте осторожны. Не переходите в крайность гордыни и высокомерия.
2. Положительное влияние оказывает аутотренинг. Верните с его помощью любовь к себе и безусловное уважение, а потом найдите то, за что вы можете собой гордиться. Не пытайтесь угодить всем людям. Выберите свои критерии достойного человека и прислушайтесь к мнению значимых окружающих.
3. Научитесь говорить «нет» и принимать решения исходя из собственных убеждений. Не нужно никому ничего доказывать, поступайте так, как считаете нужным.
4. Избавьтесь от тяги к угодничеству и страхов (быть покинутым, непонятым, непринятым и так далее).
5. Взаимодействуйте с людьми, когда сами этого желаете (или делайте так, чтобы вы сами желали), а не по принуждению и ради статуса «достойного человека».
6. Признайте свои права и права других людей на отличные интересы и желания. Пользуйтесь своим правом и не мешайте в этом другим. Помните, что личные интересы совпадают далеко не всегда, но каждый человек имеет право на их удовлетворение.
7. Устанавливайте личностные границы: то, чего вы не допустите в отношении себя и чего сами никогда не сделаете в отношении других людей. Непоколебимо сохраняйте эти границы.
8. Научитесь искренне и уместно говорить о своих достижениях и достоинствах, не бойтесь комплиментов, не стыдитесь заслуг. Фиксируйте свои достижения, сравнивайте себя исключительно с самим собой. Полезно составить дома коллаж своей жизни со всеми планами и победами, средствами достижения цели.
Чувство собственного достоинства не дается с рождения. Это продукт социализации, воспитания, научения, внушения, копирования образцов, самовоспитания и так далее.
Литература:
1. Прокурова С.В. Психология общения: Эмоции, чувства, отношении – М.: Планета. 2021. – 144 с.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
3. Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей / В.Л. Леви. – М.: Книжный клуб 36.6, 2013 . – 416 с.
|