Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 382 Дзержинского района Волгограда"

Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Карта сайта

 

 

счетчик посетителей сайта

Всего посетителей сайта

 

 

Консультация для родителей: "Диагностика у дошкольников развития элементов психологической зрелости"

 

Забродина Татьяна Игоревна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ

20.03.2023

К сожалению, и у педагогов, и у родителей существует убеждение, что достижение ребенком определенного возраста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению соответствующей учебной мотивации, произвольности внимания, памяти, словесно-логического мышления, ориентировки на способ действия. Обнаружив, что они отсутствуют у ребенка, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного детства и отсутствие их у ребенка 6-7 лет свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним.

Как можно проверить некоторые элементы готовности к школе?

Логическое или образное мышление. Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам – цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.

Инструкция. Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек.

Оценка выполнения:

Не может подобрать ни одной пары .......................0

Правильно подобрал одну пару .............................. 1

Правильно подобрал две пары ................................ 2

Правильно подобрал 3-6 пар.................................…3

Самоконтроль и произвольное запоминание. Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко предлагают выполнить ряд последовательных действий.

Инструкция. Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне.

Можно повторить инструкцию еще раз, после чего ребенка просят воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются. Фиксируются только те, из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил.

Оценка выполнения:

Отсутствие ошибок...................................................3

1 ошибка.................................................................…2

2 и более ошибок ......................................................1

Вообще не выполнил задание .................................0

Речевое развитие ребенка, осознанность восприятия и использования им речи. Ребенку читают короткий рассказ, содержащий несколько слов, которые могут оказаться новыми и незнакомыми для него.

Например. Однажды в воскресенье Сережа с дедушкой пошли в Политехнический музей. Там их встретил экскурсовод. Сереже было очень интересно в музее. Особенно ему понравились старый аэроплан и снаряжение аквалангиста. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о вечном двигателе и долго рассматривал разные модели perpetuum mobile.

Тематика рассказа может быть изменена в соответствии с особенностями той местности, в которой проживает ребенок. Важно лишь соблюдение основного принципа – наличие в рассказе слов, которые могут оказаться новыми для ребенка.

Инструкция. Сейчас я прочитаю тебе маленький рассказ. Послушай его внимательно. (Читает рассказ.) А теперь постарайся сам рассказать мне его.

Оценка выполнения:

Оценивается поведение ребенка и характер задаваемых им вопросов.

Ребенок молчит, не пытается пересказывать и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции ................................... 0

Пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных слов,

но пытаясь употреблять их ...................................... 1

Пытается пересказать, интерпретируя рассказ в соответствии со своим пониманием, искажая смысл рассказа............................................ 2

Начинает с вопросов по поводу незнакомых слов, потом пересказывает ................................................ 3

Развитие тонкой моторики и умения работать по образцу. Ребенку предлагают выполнить упражнение для пальцев рук, показанное взрослым.

Инструкция. Каждым пальцем руки последовательно, начиная с мизинца, коснуться большого пальца 2 раза.

Упражнение выполняется как для правой, так и для левой руки.

Оценка выполнения:

Выполняет задание точно, без ошибок ................... 3

Выполняет с 1 ошибкой............................................. 2

Выполняет с 2-3 ошибками....................................... 1

Не справляется с заданием,

воспроизведение очень

отдаленно напоминает образец ............................... 0

Общие результаты обследования

По итогам обследования ребенок может набрать от 0 до 12 баллов.

0-2 балла – свидетельствуют о психологической незрелости;

3-6 баллов – показатель низкого уровня психологической зрелости;

7-9 баллов – показатель среднего уровня психологической зрелости;

10-12 баллов – показатель высокого уровня психологической зрелости.

Что должен уметь ребёнок перед школой?

 

Вот пятнадцать умений, свидетельствующих о должном уровне развития внимания, памяти и мышления у будущего первоклассника:

1.  Ребёнок способен выполнить задание от начала до конца, не отвлекаясь.

2.  Находит 10 отличий между картинками.

3.  Выделяет одинаковые предметы из ряда похожих.

4.  Находит подходящий фрагмент картинки.

5.  Проходит лабиринты из линий, не следуя пальцем, а в уме.

6.  За 30 секунд запоминает до 9 предметов (разложенных на столе или нарисованных).

7.  Из 10 названных ему слов запоминает и повторяет как минимум пять.

8.  Повторяет по памяти фразы, произнесённые дважды.

9.  Запоминает ряд из 6 цифр.

10. Может запомнить картинку и по памяти ответить на вопросы по ней.

11. Без труда подбирает логические пары предметов.

12. Находит закономерности в логических цепочках.

13. Определяет последовательность событий.

14. Складывает картинку из 15 частей.

15. Умеет обобщать.

Если вы решили отдать ребёнка в школу даже в том случае, когда его психологическая готовность оставляет желать лучшего, психологи советуют придерживаться двух важных правил. Первое – давайте ребёнку время на отдых. После уроков – обязательно! И второе правило – проводите дополнительные занятия на развитие познавательной сферы. Старайтесь представить их как игру и занимайтесь только тогда, когда ребёнок в хорошем настроении.

 

Материал подготовлен на основе следующих источников:

1.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -160 с.

2.  https://shkolaveka.ru/articles/psiologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole/

%